Важнейшую роль России в мировой нефтепереработке признают далеко не все и не всегда. Нефтеперерабатывающие мощности в этой стране составляют 6,5 миллиона баррелей в день, что довольно мало по сравнению с общемировым показателем в 102 миллиона баррелей в день. Но это важный игрок.
Все дело в том, что Россия является крупным экспортером нефтепродуктов на мировой рынок, поставляющим их почти столько же, сколько все главные поставщики Ближнего Востока. В основном это является результатом государственной политики в сфере экспортного налогообложения.
Таким образом, любые изменения в российской налоговой системе исключительно важны, так как они определяют объемы и качество переработанных продуктов, отправляемых на экспорт.
Нефтеперерабатывающие предприятия в России принадлежат в основном частным компаниям, причем акциями некоторых владеет российское государство в качестве крупного акционера. Таким образом, роль российского государства в этом бизнесе должна быть ограниченной. Но это определенно не так, поскольку государство создало сложную систему налогов и пошлин, которая влияет как на российскую экономику нефтепереработки, так и на количество перерабатываемой ею нефти.
Основным механизмом, через который государство оказывает влияние на систему нефтепереработки, является экспортный налог. Его размеры зависят от типа нефтепродукта, но обычно он ниже налога на нефть-сырец. Таким образом, российским нефтяным компаниям выгодно заниматься переработкой нефти, загружая производственные мощности своих НПЗ и экспортируя нефтепродукты вместо сырой нефти. Это помогает им снижать выплаты по экспортному налогу и увеличивать прибыль.
Конфигурация российских НПЗ такова, что они производят дизтоплива, мазута и прочих остатков перегонки больше, чем нужно внутреннему рынку, а поэтому лишнее топливо идет на экспорт. Дизельное топливо экспортируется в Европу, а значительная часть промежуточных продуктов переработки идет в США на побережье Мексиканского залива, где современные НПЗ перерабатывают их в более дорогие виды топлива, такие как бензин. Излишки мазута обычно экспортируют в Сингапур, где находится один их крупнейших в мире портов, и где его потребляют коммерческие суда.
В последние пять лет российское правительство осуществляет поэтапную перестройку структуры экспортного налогообложения продукции нефтепереработки. Благодаря этим мерам мазут и промежуточные продукты становятся менее ценными для переработчиков, а высококачественное транспортное топливо — более ценным. Это способствует росту инвестиций, которые позволили российским компаниям модернизировать свои нефтеперерабатывающие предприятия. Большая часть капиталовложений идет на установки для коксования и гидрокрекинга, где малоценное котельное топливо и промежуточные продукты перерабатываются в дизтопливо, которое можно выгодно продавать в соседнюю Европу.
Эти инвестиции в модернизацию производственных мощностей стали одним из ключевых факторов повышения ценности высокосернистого мазута на мировом рынке. Благодаря инвестициям поставки этого топлива сокращаются, сужая ценовой дисконт для нефти-сырца. Свою роль также сыграли ограничения поставок, о которых договорились ОПЕК и Россия. Благодаря этому мировой рынок нефти возвращается в равновесное состояние. А это значит, что европейские и американские компании, вкладывавшие деньги в мощности по переработке для повышения ценности промежуточного продукта, не могут рассчитывать на высокие доходы, на которые они полагались в «золотую эпоху» переработки в 2003-2005 годах.
Но времена меняются, и Россия пересматривает свою политику налогообложения углеводородов.
По нашей оценке, российское государство хочет добиться создания в стране конкурентоспособной системы нефтепереработки и полностью обеспечить страну бензином. Проведенная на сегодня модернизация в основном обеспечила достижение этой цели. Экспортные налоги на продукты нефтепереработки, привязанные к налогам на сырую нефть, стали этакой дубиной, позволяющей влиять на поведение перерабатывающих компаний. Но российское государство, по всей видимости, это не признает.
Оно планирует отменить систему экспортных пошлин и ввести вместо нее систему скидок и возвратов. Благодаря этому НПЗ будут и дальше заниматься переработкой в достаточных объемах для удовлетворения внутреннего спроса и при этом не станут повышать розничные цены на местном рынке.
Но такие меры приведут к целому ряду последствий.
Те инвестиции, которые запланированы, но не вложены, вряд ли поступят. Это приведет к сокращению роста экспорта дизтоплива. А это поможет европейским НПЗ, которые могут производить данные объемы за счет более глубокой переработки.
Сложность нефтепереработки остается ключевым фактором формирования стоимости, поскольку продолжение экспорта высокосернистого мазута и промежуточных продуктов обеспечит ту сырьевую базу, которой будут пользоваться другие. Это также увеличит ценовую разницу легкой и тяжелой нефти.
Это также создаст проблемы мелким российским предприятиям нефтеперерабатывающего сектора, которые не проводят модернизацию. Они могут стать убыточными и даже закрыться, если потери у них будут невосполнимыми.
Однако российская налоговая политика постоянно меняется и всегда остается неопределенной. На нее также оказывают мощное влияние политические процессы. Если Россия решит, что закрывать НПЗ нежелательно, она может столкнуться с необходимостью снова внести изменения в налоговую политику.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.