Китайская экономика стремительно менялась. Китай, оставаясь крупнейшим экспортером, стал постепенно наращивать импорт, в том числе и продовольственной продукции. «По мере индустриализации и урбанизации в Китае уменьшается площадь сельхоз земель. Это связано с тем, что земледелие исторически развито вдоль морского побережья, где также активно растут мегаполисы, ведется активное строительство инфраструктуры, железных, автомобильных дорог. Безусловно, сельское хозяйство в КНР активно развивается, но роста импорта все же не избежать», — отмечает Барышева, заметившая набирающую силу тенденцию роста объемов импорта еще в 2013 году.

По ее словам, в 2013 году российских производителей совсем не было на китайском рынке, однако было очевидно, что потребительский рынок развит и продолжает расти. «Гуанчжоу — первое место, где начали появляться магазины импортных товаров. Самая крупная сеть была 8 магазинов, и это считалось очень „круто". Магазины располагались в дорогих районах, туда ходили все иностранцы, ведь это были единственные места, где можно было купить сыры, варенье, йогурт. Я понимала, что потенциал тут очень большой», — отмечает Барышева.

Китаем уже не первый год проводится политика, направленная на сбалансированность экспортно-импортных операций. В своей речи на церемонии открытия Китайской международной импортной выставки (China International Import Expo, CIIE) председатель КНР Си Цзиньпин вновь подтвердил, что Китай продолжит политику открытости, будет снижать импортные пошлины и барьеры.

В свою очередь, в 2014 году, президент РФ Владимир Путин заявил, что необходимо кардинально изменить структуру российских поставок за рубеж, сделать упор на наращивание несырьевого экспорта.

Подобная взаимодополняемость политик и высокий уровень отношений двух государств играют крайне важную роль для наращивания импорта в Китай российской продукции.

Первый опыт работы с импортом А. Барышева начала приобретать, как раз в 2014 году, когда некоторые российские предприятия, первыми осознавшие масштабы рынка Китая и постепенную трансформацию китайской экономики в направлении модели с устойчивым внутренним спросом, стали предпринимать первые попытки выхода на китайский рынок.

В генеральное консульство РФ в Гуанчжоу обращались компании-производители меда, воды, муки и т.д. Дипломатическое представительство время от времени делилось контактами с Барышевой. «Позднее мне на глаза попалась статья о развитии бондовой зоны в Шанхае. Я стала изучать вопрос и выяснила, что зона позволяет завезти партию продукта, но не растаможивать, а просто положить на складе до реализации. Таким образом, деньги на уплату пошлин предприятие может вкладывать уже из выручки, что очень удобно. Я решила попробовать, написала бизнес план, под который позднее нашла партнеров. Так и появилась Dakaitaowa», — рассказывает основательница компании, первой поставкой которой стали полторы тонны российского шоколада.

Китай проводит политику снижения таможенных пошлин, а с некоторыми странами даже создает зоны свободной торговли. Это стратегическое планирование на уровне правительств, безусловно, стимулирует импорт, позволяя восполнить пробелы на китайском рынке. Подобная политика правительства КНР позволяет иностранным предприятиям продавать больше и дешевле, отчего выигрывают и производитель, и потребитель. Сейчас Dakaitaowa поставляет широкий спектр продукции на китайский рынок под собственной маркой: косметику, кондитерские изделия, БАДы, алкоголь.

Расширение импорта несет выгоду всем сторонам. А выход иностранной компании на китайский рынок — это инвестиции, создание совместных предприятий, рабочих мест, налаживание партнерских отношений и обмен опытом.

Как отмечает Барышева: «Вы не можете прийти на рынок и делать все одновременно: производить, продвигать, продавать свой продукт — требуются партнеры. Это объективный процесс развития международной торговли, часть процесса глобализации, в том числе и в Китае. Все взаимосвязаны, а сотрудничество носит взаимовыгодный характер».

Интересно отметить, что за исключением главы компании в Китае все ее сотрудники — китайцы, что обусловлено, прежде всего, практической необходимостью говорить с покупателем на одном языке, отчетливо понимать местный рынок.

Перспективы роста сотрудничества и торговли Китая и России огромны, также как и перспективы наращивания импорта российской продукции в Китай. Как отметила А. Барышева: «Китай становится все более открытым, и этот тренд будет продолжаться. Множество китайских студентов, учившихся за рубежом, множество китайских туристов, познакомившихся с иностранными продуктами, вернувшись, хотят покупать иностранные продукты и внутри Китая. Рынок огромен, и он продолжит только расти. Необходимо ухватиться за данный исторический шанс».

Воспользоваться возможностями политики открытости Китая стремиться и Dakaitaowa. «Надеюсь, что в начале следующего года мы создадим совместное предприятие с китайскими госкомпаниями и Alibaba, в рамках которого начнет работу платформа, которая позволит российским компаниям напрямую торговать с китайскими контрагентами, не создавая юрлицо в Китае, — говорит Барышева о перспективах собственного бизнеса. — Нужно думать технологиями. Пришло время дать возможность производителям торговать напрямую. Дать им инструмент, чтобы они занимались этим сами».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.