В воскресенье в Париже пройдёт Форум мира, и почву для дискуссий там даст, в том числе, «Северный поток —2», пишет журналист Les Echos. Проект этого трубопровода, который соединит Россию и Германию по дну Балтийского моря, автор статьи называет «газопроводом раздора», поскольку он продолжает вызывать напряжённость в отношениях России и Запада.
США угрожают наложить санкции на этот ключевой проект Москвы. Евросоюз, поглощённый расколом, считает проект неприоритетным. Париж молчит, а Берлин защищается. Однако, по словам строителей трубопровода, это не оказывает никакого влияния на их повседневную работу. «Газпром» этим летом стал укладывать первые фрагменты трубы газопровода, который должен составить 1230 км.
Все материалы для строительства уже поставили. Работы продвигаются со скоростью 4-5 км трубы в день. Пока работает только одна баржа, но до конца года должна прибыть ещё одна, и тогда скорость может увеличиться в два раза. Кроме того, начались наземные работы в России и Германии. «Северный поток — 2» уникален и надёжен, уверены строители, и поэтому он не только будет снабжать Европу, но и сможет сблизить людей и народы.
Всю разрешительную документацию от стран, вдоль которых пойдёт трубопровод, конструкторы получили, за исключением Дании. Российские представители «Газпрома», в свою очередь, успокаивают критиков проекта тем, что он, в том числе, гарантирует энергетическую безопасность для европейских стран.
Впрочем, как отмечает автор статьи, основная часть доходов «Газпрома» идёт как раз от поставок на Запад. И в этом году он снова готовится побить рекорд в объёмах с контрактами на 205 млрд кубометров. Поучается, что Россия обеспечит 36% потребления газа в Европейском союзе. Новый трубопровод позволит ещё больше увеличить эту цифру и покрыть растущий спрос.
Но на Западе такой рост могущества «Газпрома» вызывает беспокойство. Советник президента США Джон Болтон возмущался тем, что, по его словам, Европа становится всё более зависима от российских энергоресурсов. Так, в странах Прибалтики 80% всех поставок приходят из России, и это беспокоит, в том числе, и сам Брюссель, поскольку нарушаются принципы конкуренции.
Чтобы профинансировать стройку, а также чтобы успокоить критиков, «Газпром» нашёл себе в этом проекте европейских партнёров: Engie (у которой 20 % газа приходит из России), Shell, OMV, Uniper и Wintershall профинансировали половину бюджета. Такое участие было бы невозможным без политического одобрения на самом верху.
Впрочем, теперь партнёры опасаются американских санкций против «Северного потока — 2», поскольку они рикошетом ударят и по ним самим. Однако «Газпром» не беспокоится на этот счёт: эти компании уже вложили первую часть денег, так что если из-за санкций им придётся отказаться от дальнейшего участия, то у российского концерна есть средства профинансировать проект самостоятельно.
К тому же политологи отмечают, что у Москвы, Берлина и Вашингтона может быть некое тайное соглашение: США исключают «Северный поток — 2» из списка санкций, а Россия в обмен на это смягчает свою позицию по антииранским санкциям. Есть и другая вероятная уступка России: согласие на рост импорта сжиженного газа из США в Европу. Так, месяц назад Польша уже подписала два соглашения с американской компанией на покупку газа по 2 млн тонн в год Автор статьи отмечает, что это ещё один шаг к независимости от России и её газа, который априори дешевле, но чья цена зависит от политических интересов «Газпрома».
Кроме того, компромиссу мешает вопрос о будущем Украины, которая долгое время была ключевым звеном в транзите российского газа в Европу. «Северный поток» и «Турецкий поток» — эти проекты Москвой задумывались как «две клешни краба», которые должны снабжать Европу в обход Украины. Хотя Украина и зависит от российского газа как для собственных нужд, так и в денежных поступлениях от транзита, она сожгла все мосты и решила больше напрямую его у своего брата, ставшего врагом, не покупать.
Как отмечает автор статьи, «Газпром» хочет показать Украине, что при новых трубопроводах сможет обойтись и без неё. Тем более на 2019 год намечены переговоры с Киевом по транзитному контракту, а потеря денег от транзита газа принесёт Украине большие финансовые потери. И в Брюсселе понимают, пишет журналист: лучше пусть Киев продолжает получать выплаты от Москвы, чем обратится за компенсациями к Европейскому союзу.
Поэтому Ангела Меркель требует от Путина неких гарантий в отношении Украины, но тот настаивает, что транзит через её территорию будет продолжаться только в случае, если будет рентабельным. В результате над Украиной навис дамоклов меч, пишет автор.
При этом, что неожиданно, разрешить этот конфликт может газ из Туркмении. Она обладает большими запасами, которые уже продаются в Китай, и может поставлять свой газ в Россию, чтобы по российским трубам через Украину он шёл в Европу. «Так, по трубам Балтики «Газпром» будет поставлять российский газ. Но, благодаря туркменскому газу, транзит по Украине продолжится. И все выиграют!» — приводит Les Echos слова источника, близкого к переговорам. По его мнению, именно в этом может состоять компромисс, способный разрешить противоречия и смягчить разлад вокруг «Северного потока — 2».
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикаций 17
комментария 3532
Рейтинг поста:
Плюс читала что собственных средств на строительство Транскаспийского газопровода у Туркмении нет.
Самое главное, Украина теряет статус главного транзитёра.
Трубу будут задействовать по остаточному принципу.
Сколько нужно дополнительно гейропе, столько и прокачают.
Надо 90, радуйтесь.
Надо 15, не обессудьте.
--------------------
Генри Джон Темпл Палмерстон, английский государственный деятель, 1848 г.
"Если поднимается свист и гам по поводу властолюбия и завоевательной похоти России, знайте, что какая-либо западноевропейская держава готовит безсовестнейший захват чьей-либо чужой земли ."
Иван Сергеевич Аксаков, 1876 г.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 558
Рейтинг поста: