Финансовая деятельность как одна из самых спекулятивных в мире нуждается в тщательном регулировании и стандартизации правил работы. Именно этим занимается Банк международных расчетов (БМР, или BIS), целью которого является обеспечение финансовой стабильности мировых центральных банков и их денежно-кредитной политики (ДКП).
БМР был учрежден в 1930 году центральными банками пяти государств – Бельгии, Великобритании, Германии, Италии и Франции. На сегодняшний день его капитал разделен между 60 игроками – центральными банками, представляющими страны со всего мира, на которые в совокупности приходится около 95% мирового ВВП.
Штаб-квартира БМР расположена в швейцарском Базеле, где и был создан Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН).
ЧТО ТАКОЕ БАЗЕЛЬ
Часть функций БМР с появлением в 1945 году взял на себя Международный валютный фонд. Однако если МВФ больше специализируется на помощи странам в кризисные периоды, предоставляя им кредиты, то БМР занимается кооперацией центробанков и планированием стабильной ДКП. Так, в 1974 году был создан БКБН, призванный разрабатывать рекомендации центробанкам по совершенствованию регуляторной деятельности и унификации стандартов.
Именно Базельский комитет разработал документ, в котором содержатся принципы эффективного надзора за банковской деятельностью – Базельское соглашение. В обиходе оно называется Базель-III, которому предшествовали Базель-I и Базель-II.
Данные соглашения содержат методические рекомендации по банковскому регулированию, призванные укрепить стабильность финансовой системы.
Так, Базель-III был разработан в 2010 году в связи с разразившимся в 2008 году глобальным кризисом, показавшим миру несостоятельность существующей регуляторной системы в банках. Данный документ призван повысить качество управления рисками в банках и предотвратить возникновение новых кризисов. В 2012 году руководители стран G20 одобрили данные правила и постановили завершить переход банков на Базель-III к 2019 году.
ВЕХИ БАЗЕЛЯ
Первое соглашение – Базель-I – появилось в 1988 году. Документ ввел стандарт показателя достаточности капитала (Н1), который учитывал качество активов банка и сопряженные с ними риски. Капитал в свою очередь делится на первый и второй уровни.
Капитал первого уровня – это наиболее надежные активы, состоящие из акционерного капитала и нераспределенной прибыли, которые защищают банк от потенциальных непредвиденных потерь. Капитал второго уровня – это менее надежные активы, состоящие из резервов переоценки активов, резервов для покрытия возможных убытков по кредитам. Требование Базеля-I предполагает, что объем капитала второго уровня не должен быть выше объема капитала первого уровня.
Второе соглашение – Базель-II – было принято в 2004 году. Оно ввело трехфакторный стандарт, предполагающий минимальные требования к достаточности капитала (схема вычисления коэффициента), а также ужесточающий процедуры надзора и усовершенствовавший систему раскрытия информации.
Третье соглашение – Базель-III – разработано в 2010 году. Оно является нормативом, ужесточающим требования к капиталу и ликвидности банков. Стандарт также вводит более жесткое определение источников собственных средств в составе основного капитала, а также резервов капитала (так называемые буферы), формируемых в благоприятное время и служащих для покрытия убытков во время кризиса. Нововведением Базеля-III также являются новые обязательные нормативы ликвидности – показатель краткосрочной ликвидности и показатель чистого стабильного фондирования на регулярной основе.
Базель-III вводит понятие левериджа – показателя, который не допускает чрезмерно высокого уровня долговой нагрузки как по балансовым, так и по забалансовым позициям.
БАЗЕЛЬ В РОССИИ
Россия фактически начала присоединение к Базельскому соглашению уже на третьем этапе. Не успев окончательно присоединиться к Базелю-II, Банк России начал вводить стандарты Базеля-III. Переход на Базель-III начался с 2014 года, а завершение перехода было запланировано на 2019 год. Однако в феврале 2018 года Банк России сообщил, что итоговый набор регуляторных требований к банкам, включающий в себя все изменения Базеля-III, переносится на 2022 год.
В октябре в ЦБ заявили, что рассматривают возможность разрешить банкам отсрочить на год формирование резервов по базельским нормативам в части надбавок к достаточности капитала — буфера консервации и надбавки за системную значимость. Финальное значение буфера консервации составляет 2,5%, которое должны были достигнуть банки, согласно ранее объявленному графику, к 1 января 2019 года.
Каждый год происходит повышение показателя на 0,625%, однако после проведения количественного анализа ЦБ решил предложить повышать буфер консервации не одномоментно и не к 1 января 2019 года, а в течение 2019 года со следующим графиком: к 1 апреля 2019 года — на 0,125%, к 1 июля — на 0,125%, к 1 октября — еще на 0,125%, к 1 января 2020 года — на оставшиеся 0,25%. Таким образом, буфер консервации будет сформирован к 2020 году.
Второй буфер — это надбавка за системную значимость. Он распространяется только на системно значимые банки и составляет 1% достаточности капитала. На текущий момент российские системно значимые банки ее сформировали на 0,65%, остались последние 0,35%. ЦБ также позволит отсрочить формирование 0,35% достаточности капитала не к началу 2019 года, а к 2020 году.
В то же время среди банкиров есть противники введения Базеля-III в РФ в полной мере. Так, глава ВТБ Андрей Кости неоднократно выступал с инициативой пересмотреть принципы внедрения системы.
По его словам, переход на Базель-III обходится банкам в миллиарды рублей, что представляет собой существенное изъятие доходов. В условиях санкционного давления на банковский сектор РФ целесообразнее смягчить требования к банкам в рамках данных стандартов, убежден банкир. Однако глава Банка России Эльвира Набиуллина заявляла, что ЦБ не хочет смягчать требования регулирования для банков под предлогом санкций.
При этом, по оценке Ernst & Young, требования Банка России изначально были более жесткими по сравнению с требованиями Базельского комитета в целом ряде областей.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
БМР обладает иммунитетом, то есть он не подчиняется правительству Швейцарии, не платит налоги в госказну.
Банк имеет свою собственную полицию и собственное бомбоубежище.
БМР предупреждал о масштабном кризисе в 2008 году.
|