Газовый холдинг «Газпром» совместно с РЖД может вскоре заняться постройкой самой северной железной дороги в Российской Федерации. Речь идёт о перезапуске одного из масштабных проектов – коммуникации до порта Сабетта. В СМИ уже поступила информация о том, что НОВАТЭК получил предложение принять участие в его реализации.
Есть также пока ещё не подтверждённые данные о возможности подстраховки инвесторов бюджетными средствами страны. Впрочем, учитывая масштабы проекта и значимость коммуникации для государства, подобная помощь со стороны правительства РФ вполне ожидаема. Изначально, инициатива по постройке железной дороги до порта Сабетты принадлежала Ямало-Ненецкому автономному округу. В данный момент его администрация уже в скором времени будет готова предоставить (работая с РЖД и Минтрансом) технико-экономическое обоснование проекта. Что же до официальной заявки для правительства РФ, то консорциум инвесторов подаст её в первой половине следующего года.
К слову, идея построить порт до Сабетты родилась не вчера. Существует соглашение о ГЧП по строительству железной дороги (с 2015 года), где инвестором выступает компания “«ВИС» Трансстрой”, которая должна была закончить работу ещё в 2019 году. Контракт, конечно, перенесли на 2022 год, однако судя по инициативе администрации региона и желании «Газпрома» и РЖД участвовать, больший расчёт идёт на новых инвесторов. Кстати, новый вариант реализации проекта будет дешевле. Если в соглашении от 2015 года на постройку железной дороги нужно было потратить 176 млрд рублей, то в варианте, представленном «Газпромом» и РЖД, сумма составляет 113-115 млрд рублей. Подобная стоимость обусловлена тем, что дорога будет однопутной, с пропускной способностью 8-10 миллионов тонн в год.