Невзирая на экономическую блокаду со стороны Украины, республики Донбасса живут своей жизнью. Главным просчётом Киева оказалась не подкреплённая трезвыми размышлениями уверенность в том, будто все соседи Украины с началом военного конфликта в Донбассе тоже примут участие в экономическом удушении Донецка и Луганска.
Реальность оказалось совершенно иной. Если Россия поддерживает Донбасс из гуманитарных соображений, то многие другие страны попросту пользуются удобным моментом, стремясь заполнить образовавшуюся экономическую нишу.
Например, уголь из Донбасса успешно приобретается фирмами из Турции, Румынии, Бельгии, Польши. Известно, что из Польши донбасский уголь поставлялся в Чехию, Австрию, Италию. Только в Польшу с марта по июль текущего года поставлено 282 тыс. т антрацита из ДНР, а в 2017 г. объем поставок в финансовом эквиваленте достиг $10 млн.
Но особенно активно развивается торговля между Донбассом и Белоруссией. Она после РФ – крупнейший поставщик продуктов питания и алкогольной продукции в ЛДНР, чему есть объективные причины.
Среди республик СНГ Белоруссия, по данным за 2017 г., – лидер по производству мяса (127 кг на душу населения), молока (771 кг), картофеля (675 кг), яиц (375 шт.). Белорусский рынок пищевых продуктов почти на 80% состоит из отечественной продукции. Основные товарные позиции (мясо, рыба, мука, растительное масло, яйца, овощи) – местного происхождения.
Импортерами белорусских продуктов являются 77 стран, и неудивительно, что вслед за ними белорусские товары завоевывают рынки ЛНР и ДНР. Приблизительно с осени 2014 г. белорусские товары стали завсегдатаями магазинных полок в Донбассе. Свободный рынок пустоты не терпит.
Особенностью сложившейся ситуации является то, что схемы поставок возникали стихийно, в виде инициативы «снизу» на фоне экономической блокады региона, устроенной украинскими радикалами. Последние смогли перекрыть только украинский участок границы, да и то неполностью. В итоге от их блокады лучше стало всем, только не Украине, окончательно потерявшей рынок сбыта с населением в несколько миллионов человек.
Министерство торговли РБ к стихийной инициативе своих предпринимателей отношения не имело, оно пыталось централизовать этот процесс после его начала, но это оказалось сложным делом. Статус ЛНР и ДНР как непризнанных международным сообществом республик не позволил белорусским властям официально и напрямую заниматься этим вопросом.
Получилось так, что статус непризнанных, который Киев так старательно продвигал в отношении ЛДНР, здесь сыграл Донбассу на руку. Предприимчивый шахтерский край находит множество лазеек в обход экономической блокады. Сетевая торговля белорусской продукцией (косметика, одежда и проч.) – распространённое явление малого бизнеса в ЛДНР.
Только в ДНР доля белорусской продукции на потребительском рынке оценивается в 25%. Это неудивительно, ведь до войны Донецкая область занимала третье место на Украине по товарообороту с Белоруссией, а Луганская – четвёртое. Для них торговля с Минском – это активизация прежних экономических связей в новых политических реалиях.
Официально Белоруссия торговать с Луганском и Донецком не может. Санкционная дубина США, занесённая над головами жителей России, ДНР и ЛНР, ударит тогда и по белорусам. Но частный бизнес санкциям не подвластен: белорусские изделия, в т.ч. тяжёлой промышленности, поставляются в Москву, где раскупаются частными предпринимателями со всей России, в т.ч. теми, кто торгует с ЛДНР.
23-24 августа в Донецке прошла выставка-ярмарка «Потенциал Донецкой народной республики - 2018». На ней Торезским электротехническим заводом (ТЭТЗ) был представлен экскаватор совместного белорусско-донецкого производства. Белорусы предоставили чертежи, донецкие собрали машину. Сейчас обсуждается совместный выпуск коммунальной техники на МАЗовском шасси. Официальный представитель ТЭТЗ сообщил: «Мы подписали лицензионное соглашение, согласно которому получим конструкторско-технологическую документацию и будем осваивать выпуск навесного оборудования».
Заместитель коммерческого директора МАЗ Сергей Захаревич урезонил ретивых западных журналистов, вздумавших оскандалить Белоруссию из-за сотрудничества с ЛДНР: «Мы не обязаны отслеживать путь каждой отдельной единицы. Техника – товар подвижной, она может оказаться в любой части мира…» При этом наблюдается «утяжеление» экспортируемых из Белоруссии на Донбасс изделий: лёгкая пищевая продукция всё чаще замещается продукцией тяжёлого машиностроения.
Украинские спецслужбы ищут способы прекращения экономического сотрудничества ЛДНР и Белоруссии. Против некоторых донбасских фирм, торгующих с белорусами, украинской прокуратурой возбуждены дела по статье «финансирование терроризма», каковым для украинской Фемиды является обеспечение мирных жителей товарами первой необходимости и наполнение бюджета республик для выплаты пенсий, зарплат и соцпособий.
Киев весной 2017 г. направил Минску ноту с выражением обеспокоенности торгово-экономическим сотрудничеством Белоруссии и Донбасса. Белорусский МИД разослал предприятиям дежурный циркуляр с предупреждением об угрозе санкций за подобную торговлю. Посол Украины в Белоруссии Игорь Кизим грозил белорусским предприятиям, торгующим с ЛДНР, санкциями со стороны Киева, и не только: «Мы постараемся сделать всё, чтобы эти санкции были введены Евросоюзом тоже».
В мае 2018 г. Киев впервые за всё время внёс в санкционный список два белорусских предприятия – ООО «Мир пива» и Мозырский спирто-водочный завод. Первому ограничили возможность осуществления сделок на территории Украины на три года, второму – на один год. Но ситуацию это кардинально не изменило. Торговля Белоруссии с ЛДНР, как и ЕС с Белоруссией, продолжается.
Донецкие и луганские предприниматели уже выходят за пределы республик, создают свои фирмы в России и Белоруссии, вводят свой капитал в уставной капитал российских и белорусских компаний. Иногда доходит до комических казусов. Недавно украинские журналисты обнаружили у одной такой компании целых пять представительств в ЕС – в Польше, поддерживающей антироссийские санкции и на каждом углу кричащей о российской агрессии против Украины.
Минску нет никакого резона отказываться от торговли с Донецком и Луганском. Во-первых, Белоруссия не заинтересована в дестабилизации обстановки у своих границ, а сытым людям живётся спокойней. Поэтому официальный Минск не будет вмешиваться в процесс поставок в ЛДНР продуктов питания и других изделий.
Во-вторых, найти замену рынку ЛДНР белорусские предприниматели не смогут. Донбасс – это новая территория, ещё полностью неосвоенная частным белорусским бизнесом.
В-третьих, Белоруссия – участница евразийских интеграционных процессов, к участию в которых стремятся ЛНР и ДНР. Номинально Минск, Донецк и Луганск находятся в одном политическом лагере. В отличие от Украины.
В-четвёртых, Россия – первый торговый партнёр Белоруссии, на неё приходится почти 50% товарооборота. На втором месте – ЕС и только на третьем, с большим отрывом – Украина со своими скромными 6,6%. Какой резон Минску разрывать экономические отношения с Россией, главным торговым партнёром, через которого осуществляется львиная доля торговых операций с ЛДНР, ради эфемерной дружбы с Украиной с её жалкими процентами товарооборота?
Военно-техническое сотрудничество Белоруссия–Украина вообще приостановлено. Как отметил глава Государственного военно-промышленного комитета РБ Олег Двигалев, Минск придерживается нейтралитета в украинском кризисе, помогать Киеву в военной сфере он не намерен.
Засевшие в Киеве дилетанты от политики совершили стратегическую ошибку, отказавшись от диалога с восставшим Донбассом. Несмотря на продолжающуюся пятый год блокаду, государственность Донбасса движется по восходящей траектории и укрепляется, в то время как украинская сползает вниз, демонстрируя явные признаки ослабления. Источник: .ritmeurasia.org.
Рейтинг публикации:
|