Виновным в смерти Хашукджи назначен заместитель начальника разведслужбы генерал Ахмад Ассири - тот якобы отбирал людей, оказавшихся причастными к исчезновению журналиста. Саудовские власти утверждают: Ассири самостоятельно задумал операцию по возвращению оппозиционного журналиста Хашукджи на родину, чтобы проявить себя. О его планах был осведомлен советник королевской канцелярии в ранге министра Сауд аль-Кахтани, который уже уволен со своего поста. Однако ни наследный принц, ни король не знали о предстоящей операции. Президент США Дональд Трамп первым из мировых лидеров поверил в эту версию, о чем тут же сообщил публично.
Здесь необходимо небольшое пояснение - по одной из версий, в ходе недавнего визита госсекретаря США Майкла Помпео в Эр-Рияд глава американского дипломатического ведомства (возглавлявший в прошлом ЦРУ. - Ред.) предложил своим собеседникам признать непредумышленное убийство журналиста, чтобы снять с санкционного "крючка" первых лиц королевства. Такой подход укладывается в американскую схему "покаяний" - когда военные США наносят удары, которые приводят к гибели мирных жителей в Ираке, Афганистане или Сирии, они немедленно признают факт случившегося, обещают сделать выводы и... никого не наказывают. Это считается демократической процедурой - убить невинных людей и сразу публично покаяться. Такую же схему поведения после визита Помпео избрал Эр-Рияд: выявил "стрелочников", которые якобы случайно покончили с неугодным властям журналистом. Правда, на то, чтобы прояснить истину, королевству понадобилось 18 дней, в течение которых Саудовская Аравия на всех уровнях отрицала причастность к этой трагедии.
Не менее циничным выглядит объяснение Трампа, почему он с такой легкостью поверил в непричастность первых лиц королевства к гибели Хашукджи. "Я не хочу смотреть в глаза главам Boeing и Lockheed Martin и говорить: "Кстати, мы заберем у вас прибыли в 25 миллиардов". Я бы предпочел, чтобы мы не использовали в качестве возмездия отмену контрактов на 110 миллиардов, ведь это означает потерю 600 тысяч рабочих мест". Реакция в духе американского лидера, оценивающего внешнеполитические инициативы США исключительно в денежных знаках. "У нас контрактов на 450 миллиардов долларов. Военный заказ на 110 миллиардов долларов. Думаю, это порядка миллиона рабочих мест. Все это не способствует отмене сделки с Саудовской Аравией", - энергично отбивался глава Белого дома от тех, кто требовал от него наказать Эр-Рияд.
Впрочем, в этой истории присутствует и личная составляющая - зять Трампа поддерживает тесные отношения с наследным саудовским принцем и лоббирует в Белом доме его интересы. Для тех, кто обвиняет президента США в отказе от демократических ценностей, у Трампа был заготовлен еще один аргумент: "Мы вместе с Саудовской Аравией на Ближнем Востоке останавливаем Иран. Не пытаемся остановить, а останавливаем". Так что покаяние Эр-Рияда в окружении Трампа официально приняли на "ура", хотя, как злорадно замечает "Вашингтон пост", из разговоров в частном порядке стало понятным, что саудовской версии в Белом доме не поверили.
Настороженно отнеслись к заявлениям властей королевства в Европе. Глава МИД Канады считает, что предложенным разъяснениям по поводу гибели Хашукджи "не хватает последовательности и правдоподобия". Канцлер Германии Ангела Меркель объявила, что до сих пор в отношении смерти саудовского журналиста "ничего не прояснилось и Берлин требует ответа по поводу того, что произошло".
В свою очередь глава МИД ФРГ Хайко Мааса посоветовал Эр-Рияду "побеспокоиться о предоставлении заслуживающих доверия объяснений". Очевидный намек "легковерному" Трампу: Европа отказывается воспринимать всерьез предложенную королевством версию событий. Как заявил премьер Дании Ларс Лекке Расмуссен, "Саудовская Аравия не рассказала всей правды о смерти журналиста Хашукджи", в то время как президент США, напротив, счел объяснение Эр-Рияда "заслуживающим доверия".
Решение Трампа о выходе из Договора о ракетах средней и меньшей дальности, которое, по оценкам экспертов, в значительной степени отразится на безопасности Европы, должно, по мнению Белого дома, заставить Старый Свет на время забыть о событиях в Саудовской Аравии. Как вспоминает французская "Фигаро", когда в прошлом году один из иностранных гостей спросил наследного принца Саудовской Аравии про соблюдение в королевстве прав человека, тот грубо отреагировал: "Как вы меня уже этим достали". А ведь нечто подобное мог бы произнести и Трамп в ответ на упреки европейских политиков, что США променяли защиту демократических ценностей на 110 миллиардов долларов, обещанных Эр-Риядом...