"Бюджетная политика, которую мы проводим, она дает достаточную степень гибкости в плане реализации программ заимствований. Об этом говорит и тот опыт, который мы получили в августе-сентябре, когда мы не так активно выходили на первичный рынок облигаций.
Что касается рисков возможного санкционного воздействия на банки и банковскую систему – наша финансовая система за то время, когда мы оперируем в режиме санкций за последние 3–4 года, в принципе, готова к любым внешним ограничительным мерам для бесперебойного обеспечения всех платежей и всех банковских услуг внутри России. Определенные вопросы остаются в части внешнеэкономических расчетов. Именно поэтому правительство сейчас делает такой большой акцент на меры по переходы в расчетах в национальных валютах.
Локальная инфраструктура в плане расчетов – она независима, все расчеты, в том числе и с вкладчиками, они под риски санкций не попадают, внешняя торговля будет во многом зависеть от торговых партнеров. Собственно говоря, для этого эту инфраструктуру расчетов в локальных валютах мы и хотим выстроить – для того чтобы даже в этом случае торговые партнеры могли эту инфраструктуру использовать.
Поэтому мы ускоряемся, да, но здесь тоже нужно понимать, и я думаю, это понимают и те, кто санкции выдумывает, кто дизайн их придумывает, что любые меры, которые ограничивают сильно способность расчетов либо, в принципе, способность осуществлять внешнюю торговлю, они сильно влияют и на мировую экономику – случай с "РусАлом" это хорошо показал. Естественным образом это будет снижать эффективность самих санкций. Не факт, что наши торговые партнеры будут готовы соблюдать эти санкции, несмотря на те издержки и ущерб, которые они могут нанести их экономике.
У нас с ними расчеты в долларах, пока еще доля довольно велика, но расчеты непосредственно с США во внешнеторговом обороте небольшие, это и создает серьезную предпосылку для перехода к расчетам в национальных валютах.
Мы работаем над комплексом мер по переходу на расчеты в национальных валютах со странами, с которыми у России высокий торговый оборот, – это страны Евросоюза, Китай, крупные развивающиеся государства, такие как Турция и блок Евразийского союза.
И здесь мы отдельно с каждой страной вырабатываем комплексные меры – это Евросоюз в первую очередь, Китай, Турция, естественно, блок стран Евразийского союза.
По ним есть логика и желание с двух сторон идти в сторону национальных валют. В случае с Европой... по экспортным контрактам евро, наверное, на первом этапе будет удобнее. Это очевидно и для европейских партнеров, и для наших поставщиков продукции. В принципе, это создает ту инфраструктуру, которой, в случае если какие-то жесткие санкционные меры будут приняты, можно воспользоваться для непрерывности торгового оборота.
Если первый шаг будет в энергоресурсах, это создаст определенную ликвидность на нашем валютном рынке в паре с соответствующей национальной валютой – евро/рубль, в которой сейчас ликвидность поменьше, чем в паре рубль/доллар, а это создаст предпосылку для того, чтобы другие сектора более смело шли на расчеты в евро".