Долговая нагрузка госсектора Китая может быть существенно выше официальных цифр, предупреждает в обзоре международное рейтинговое агенство S&P.
Местные правительства провинций КНР накопили внебалансовый долг в объеме как минимум 40 триллионов юаней, или 5,8 трлн долларов, что сулит риски новых дефолтов во второй экономике мира, пишут аналитики S&P Global Ratings во главе с Глорией Лу.
«Потенциальные суммы задолженности — это айсберг с гигантскими кредитными рисками», — отмечает Лу.
Значительная доля займов приходится на специальные структуры по финансированию местных органов власти, так называемые LGFV, и это значит, что расплачиваться по долгам необязательно должны будут сами локальные правительства.
Национальная экономика сбавляет темпы, а установленной Пекином квоты на выпуск облигаций местных правительств не хватает для финансирования инфраструктурных проектов, необходимых для поддержания роста в регионах, и локальные власти по всей стране прибегают к LGFV для привлечения средств, отмечает S&P.
В результате этим спецструктурам приходится «идти по канату», балансируя между снижением долговой нагрузки и трансформацией бизнеса в более стандартные государственные формы, констатирует S&P.
«Рынки правы, начиная больше беспокоиться об устойчивости китайского долга и повышенных финансовых рисках», — говорит и главный экономист Citigroup Inc. по КНР в Гонконге Лю Ли-Ган.
По его словам, накопление рисков сулит новое давление на юань, уже потерявший около 10% стоимости с начала года.
Кредитные вливания продолжают оставаться источником китайского «экономического чуда». По итогам первого квартала общий долг нефинансового сектора КНР вырос на 5,5 процентного пункта и достиг очередного рекордного значения в 261,2% ВВП.
Главным накопителем долга стал корпоративный сектор (+3,8 п.п.), госдолг вырос на 0,8 п.п., а долг домохозяйств — на 0,9 п.п., подсчитал Банк международных расчетов.
Снижение долга, которое БМР фиксировал в конце прошлого года, ожидаемо оказалось временным. Кредитная нагрузка продолжит расти из-за торговой войны с США и стимулирующих мер китайского руководства, в частности, упрощения доступа к кредиту компаний, занятых в инфраструктурных проектах, говорит аналитик ЦМИ Сбербанка Василий Носов.
«Хотя Си Цзиньпин регулярно называет снижение закредитованности экономики ключевой задачей, данные указывают на приоритет поддержки высоких темпов роста ВВП, — отмечает он. — Стабильный рост ВВП необходим Китаю для поддержания позитивных настроений инвесторов и, следовательно, стабильного притока иностранных инвестиций и иностранных технологий».