Две любопытные новости пришли одновременно.
Первая: судно Audacia компании Allseas приступило к укладке труб на германском участке газопровода «Северный поток — 2», где уже некоторое время ведет работы судно Castoro Dieci. Ему предстоит уложить участок протяженностью около 38 километров в более глубоководной части маршрута газопровода. После укладки первой нитки Audacia вернется в исходную точку и начнет укладку второй нитки.
И вторая новость: в столице Украины городе Киеве внезапно осознали, что лечить собственное население историями про то, как русским запретят строить «Северный поток — 2», теперь, с физическим началом его строительства, будет уже не столь просто. И, немного посоображав, нашли новый, еще более замечательный вариант «перемоги». По крайней мере, выступая в прямом эфире украинского телевидения, главный коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко уже рассказал о существовании «плана Б» — на случай запуска новой трубы по дну Балтийского моря.
В общих чертах план таков.
Это настолько невыносимо прекрасно, что мы вновь вынуждены прибегнуть к прямому цитированию: «Мы подали соответствующий иск в арбитраж, это двенадцать миллиардов долларов. Это как раз сумма, которая отражает компенсацию убытка, который понесет Украина, если будет построен «Северный поток — 2» и мощности украинской ГТС не будут использованы. Для этого у нас есть соответствующие юридические возможности. Поэтому мы можем сейчас требовать пересмотра тарифа».
О чем речь. В июле в Стокгольмский арбитраж был подан иск к «Газпрому» с требованием пересмотреть тариф на транзит газа с марта 2018 года. А дальше, по логике украинской стороны, «сам уровень тарифа не имеет никакого практического значения, ведь решение будет принято уже после того, как закончится соответствующий контракт, поэтому речь идет просто о компенсации недополученной тарифной выручки. И эта компенсация составляет больше двенадцати миллиардов долларов».
Нет, это не шутка.
Точно так же г-н Витренко не шутил, когда утверждал, что Nord Stream 2 никогда не будет построен. С точки зрения украинской стороны все просто: Украине вообще и «Нафтогазу» в частности очень нужны деньги за транзит. Желательно побольше. И было бы весьма логично, чтобы ей их кто-нибудь дал. И то, что в рассматриваемом случае это был бы едва ли не первый в современной истории факт принуждения к заключению договора, никого беспокоить тут не должно.
Деньги нужны? Нужны! Кто-то их должен дать? Должен! Все логично.
…На самом деле, безусловно, звериная серьезность пана Витренко, говорящего вполне очевидные даже для него самого глупости, вполне логична и абсолютно объяснима. Просто все это выплескивается в прямой эфир отнюдь не для внешнего, а именно и исключительно для внутреннего, причем уже подготовленного украинского потребителя. Который стараниями украинского же политического руководства и украинских массмедиа уже довольно давно живет в реальности, где не строится — и даже не может строиться! — ни Крымский мост, ни тем более газопровод «Северный поток — 2».
Надо отметить, что эта реальность давно ждет своего исследователя.
В ней проход двух ржавых корыт под опорами несуществующего Крымского моста, к примеру, обернулся по факту выдающейся победой украинских ВМС над российским Военно-морским флотом и захватом Азовского моря.
В ней осужденный террорист, упорно именуемый кинорежиссером вообще способен голодать 145 дней и похудеть как раз до оптимального человеческого веса.
Стоит ли тут удивляться тому, что в этой дивной реальности Россия должна заплатить Украине за строительство газопровода вне ее территории даже больше, чем весь европейско-российский консорциум намерен заплатить собственно за строительство газопровода Nord Stream 2?
Но самое печальное даже не это. Просто киевские власти в карикатурной форме воспроизводят в своей «идеальной сфере» то, что и без них довольно успешно реализуется в остальном мире. Всюду ведь многое строится по схожим схемам уже не просто «клипового», но уже даже и совсем «кликово-лайкового» мышления.
И даже у нас автор этих строк не раз слышал, что за украинскими газовщиками «все равно будущее», потому что они «находятся на правильной стороне истории». И спорить с этим мнением бессмысленно: это просто другая реальность.
Это ведь в обычном, скучном, приземленном и бытовом мире работы по газопроводу «Северный поток — 2» в территориальных водах Германии должны быть завершены в соответствии с графиком до конца этого года.
А у них неизбежно продолжатся победы, потому что их реальность из побед и состоит.