Объем байбэков (выкуп компаниями собственных акций) в США превзошел все разумные пределы. Американские эмитенты тратят на байбэки больше, чем на собственный бизнес: к примеру, за первое полугодие 2018 года они потратили 384 млрд долларов на процедуру обратного выкупа — в сравнении с 341 млрд долларов капитальных затрат. За тот же период годом ранее на выкуп было потрачено 259 млрд долларов — лишь немногим менее, чем объем инвестиций (286 млрд долларов). К середине сентября 2018-го сумма, потраченная эмитентами США на выкуп, выросла и вовсе до 762 млрд долларов, и аналитики Goldman Sachs ожидают, что к концу года эта цифра перевалит за триллион.
Бум байбэков оказался вполне ожидаем: в результате налоговой реформы и в целом высоких прибылей у компаний в США появились излишки наличности, которые и были пущены на выкуп. При этом, как отмечает Александр Аршавский, доцент кафедры Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС, американские компании часто заменяют выплату дивидендов выкупом акций, то есть повышают привлекательность своих бумаг в глазах инвесторов и таким образом толкают свою капитализацию вверх. Кроме того, имеется и фактор оптимизации налоговых расходов акционеров, потому что проданные после определенного периода удержания бумаги не облагаются налогом. Неудивительно, что больше трети всего объема байбэков в денежном выражении приходится на компании высокотехнологического сектора — они просто купаются в деньгах.
Еще интереснее другое: российские компании, ранее крайне редко выкупавшие свои акции, в этом году также активно реализуют программы выкупа. Но в отличие от американских коллег у нас об излишке денег говорить не приходится, да и привлекательностью для инвесторов мало кто озабочен. Компаниями движут другие, менее позитивные причины.
Превентивный выкуп
В некоторых случаях, например с «Мегафоном», байбэк становится лишь прологом к делистингу с иностранных бирж. Напомним, что решение о делистинге с Лондонской фондовой биржи (LSE) было принято оператором еще в июле. В самом «Мегафоне» намерение провести делистинг с Лондонской биржи объяснили тем, что сохранение статуса публичной компании больше не приоритет, так как действия менеджмента на котировках не отражаются. Исполнительный директор «Мегафона» Геворк Вермишянзаявил, что «сегодня большее значение [для капитализации] имеют внешние факторы» — а не финансовые результаты компании. Было также отмечено, что компании для реализации своей цифровой стратегии придется существенно вкладываться, что уменьшит возможности выплаты дивидендов, так что ее акции будут неинтересны миноритариям.
В ходе выкупа пакеты своих акций продали представители топ-менеджмента «Мегафона» — так, гендиректор Сергей Солдатенков продал 255 тыс. GDR, заработав на этом 2,49 млн долларов, а исполнительный директор Геворк Вермишян продал шесть тысяч акций, заработав 3,9 млн рублей, На момент написания статьи с рынка было выкуплено 18,6% собственных акций «Мегафона» (всего планировался выкуп до 117 млрд рублей, выкуплен