В начале двадцатых чисел сентября появилось сразу несколько сообщений о том, что после визита Си Цзиньпина во Владивосток, где он принял участие в проведение Восточного экономического форума, «сдвинулись с мертвой точкой» переговоры о двух магистральных газопроводах, по которым «голубое топливо» должно пойти в Китай.
За последние пару лет мы как-то привыкли, что МГП, который в следующем году уже должен войти в строй, называется «Сила Сибири», но это не совсем корректно. Изначально «Сила Сибири» задумывался как своеобразный «брэнд», состоящий из трех составляющих частей – МГП «Сила Сибири-1», «Сила Сибири-2» и «Сила Сибири-3», ресурсными источниками для каждого из которых станут совершенно разные месторождения.
Но довести переговоры до подписания обязывающего контракта удалось только по первому из них, который корректно именовать «Сила Сибири-1». Месторождения, которые обеспечат его газом, находятся в Якутии (Чаяндинское) и в Иркутской области (Ковыктинское).
Они оба относятся к категории уникальных – это месторождения, объем извлекаемого газа в которых превышает 1 триллион кубометров. Чаяндинское месторождение скрывает под землей 1,24 трлн. кубометров, в недрах Ковыктинского – 2,7 трлн. кубометров. Проектная мощность «Силы Сибири-1» составит 38 млрд. кубометров газа в год, то есть этих двух месторождений может хватить на век с лишним.
«Силу Сибири-2» иногда называют «Алтай» - наверное, потому, что «по пути» из окрестностей Нового Уренгоя в Китай ему предстоит пересечь его территорию. По проекту «Сила Сибири-2» обеспечит Китаю еще 30 млрд. кубометров газа, а «Сила Сибири-3», источниками для которой должны стать шельфовые месторождения Сахалина, должен довести общий объем поставок до 80 млрд. кубометров в год.
Много это или мало? Смотря что брать за «единицу измерения». В Европу идет около 200 млрд. кубометров российского газа, китайский экспорт может составить 40% от этого количества. Можно пересчитать в СПГ (1 млн. тонн СПГ при регазификации дает 1,38 млрд. кубометров газа) – 58 млн. тонн или три завода с мощностью, аналогичной той, что будет по окончании ввода в строй всех производственных линий у завода «Ямал-СПГ». Вот только представить себе, что, построив три завода, Россия станет весь СПГ до последней молекулы транспортировать покупателю-монополисту вряд ли получится, уж очень это ненаучная фантастика.
А что Китай? Для него 80 млрд. кубометров в год – это много или мало? В прошлом году здесь было израсходовано рекордное за всю история страны количество природного газа – 237 млрд. кубометров. В два раза меньше, чем в России, население которой в 10 раз меньше, чем в КНР, промышленность наша тоже в разы меньше, чем промышленность Китая. Значит, полная газификация Китая потребует… Нет, лучше даже не считать – в триллионах запутаемся.
Можно прикинуть на примере Европы, годовое потребление которой немного превышает 500 млрд. кубометров. На сколько умножать? Ладно, давайте что-то более земное, основанное на анализе самого Китая – его специалисты из Академии наук, считают, что к 2035 году Китаю потребуется около 800 млрд. кубометров газа.
Возможно чисто технически добиться того, чтобы на китайском рынке присутствовал только российский газ? При любом оптимизме – конечно, нет. Поэтому давайте сразу смиримся с фактом – монополистами на этом гигантском рынке нам не стать, здесь всегда будут присутствовать… Вот язык не поворачивается даже «конкурентами» назвать – скорее уж помощники в нелегкой работе газификации Китая.
Вопрос приходится ставить по другому – с какой скоростью сам Китай будет готов принимать импортируемый газ. Дело ведь не только в том, чтобы, допустим, построить регазификационный терминал на побережье и шустренько разгружать караваны танкеров-газовозов. От каждого такого терминала вглубь территории должны «убегать» трубы, магистральные и распределительные, как должны они будут это делать и от тех пограничных пунктов, в которые будет приходить газ «Силы Сибири».
И «бежать» им придется далеко, иначе Китай не решит проблему, с которой старается справиться – с неравномерной плотностью населения. На побережье – мегаполис на мегаполисе, а вот в Уйгурском автономном районе плотность населения немногим выше, чем у нас в Якутии. Но и существующие мегаполисы головной боли доставляют не меньше – на сегодняшний день на всей территории Китая всего 25 подземных хранилищ газа общим объемом чуть больше 10 млрд. кубометров.
Какой вывод можно сделать? Газификация Китая быстрой не будет – это раз. Два – объемы газа, которые ему предстоит импортировать таковы, что конкуренции тут просто не предвидится. Но есть и вывод номер три – России стоит приложить максимум усилий для того, чтобы стать «поставщиком №1». При прочих равных Китай, как торговый партнер – намного надежнее, чем Европа.