– Профессор Рубини, многие эксперты, в том числе в администрации Трампа, говорят о том, что Китай заблуждается, когда говорит о равных позициях с США в торговле. Китай импортирует меньше товаров из США, чем США из Китая, не так ли?– Это верно, в плане цифр по внешней торговле у США и Китая неравнозначные позиции. Объем импорта американских товаров Китаем составляет примерно $130 млрд по сравнению с более чем $500 млрд импорта из Китая со стороны США. Но при этом Китай может принять ответные меры не только в импортных пошлинах.
Но давайте не будем забывать, что многие американские компании – GM, Apple и многие другие – инвестировали сотни миллиардов долларов в Китай. В случаях когда у Китая было обострение отношений с торговыми партнерами, например с Японией или Южной Кореей, власти КНР предпринимали активные действия в отношении компаний из этих стран. Китай может ответить США разными способами, например ослабить курс юаня.
В крайнем случае у Китая есть и "ядерный вариант" – продажа того большого объема гособлигаций США, которым они владеют. Я не думаю, что это очень вероятный сценарий, но он существует. Но я бы не стал говорить о том, что Китай не может ответить США из-за непропорциональных значений в торговле.
– Что вам говорит ваш международный опыт? Вы родились в Стамбуле, учились в Милане, преподавали в Гарварде – с вашей точки зрения, как Китай будет реагировать на действия администрации Трампа? – Китай будет стараться придерживаться гибкого подхода. С одной стороны, им нужны определенные реформы в стране и экономике. Но при этом Китай не может позволить себе потерять лицо. То, что происходит сейчас, – это не просто начало "торговой войны" с Китаем со стороны администрации Трампа. США хотят сдерживать Китай в геополитическом плане. Китай никогда не откажется от своей стратегии "Сделано в Китае-2025". На мой взгляд, есть определенный риск того, что если США будут пытаться сдерживать Китай, это приведет к тому, что Китай начнет более агрессивно вести свою политику и не будет склонен сотрудничать с США. Это наиболее вероятный сценарий – Китай будет предпринимать ответные действия в самых различных сферах. Поэтому попытка сдержать Китай со стороны США будет контрпродуктивной.
– Есть ли вероятность того, что экономика Китая начнет замедляться более быстрыми темпами? Насколько серьезны проблема увеличения объемов так называемого "теневого" банковского сектора Китая?– Темпы экономического роста Китая в последнее время действительно начали снижаться. Но после чрезмерного замедления из-за ужесточения кредитно-денежного и фискальной политики власти Китая вновь смягчают монетарный курс и принимают меры для поддержки дальнейшего роста. С одной стороны, стоит отметить, что заметное снижение также произошло и на рынке акций Китая, но с другой – это не оказало столь сильного влияния на ситуацию внутри страны – из-за сравнительно небольшого воздействия на благосостояние потребителей. У Китая есть возможности для поддержки экономики. Снижение курса юаня, в частности, поддерживает экспортные позиции китайских компаний. США применяют импортные пошлины на 10%, при этом китайская валюта снижается на 8%. Поэтому Китай сохраняет конкурентоспособные позиции.
Можно отметить, что Китай в определенном смысле продолжает откладывать на потом решение таких проблем, как наличие избыточных мощностей, высокую зависимость компаний от кредитов, но китайские власти будут решать эти проблемы постепенно. Китай придерживается долгосрочной стратегии и будет долгосрочным конкурентом США.
Я бы напомнил один момент ; когда председателя Мао спросили о том, что он думает о Французской революции XVIII века, он ответил: "Об этом пока слишком рано говорить". Китай придерживается долгосрочного подхода. В США проводятся много выборов – президентские выборы, выборы в конгресс. В Китае нет выборов, они полностью контролируют свой курс. Они будут представлять угрозу США в средне- и долгосрочном плане и могут вполне выиграть эту войну.