Усвоены уроки, необходимые для подготовки к следующему кризису. Однако до сих пор актуальным вопросом остается то, что на самом деле приведет к следующей глобальной рецессии и кризису, а главное когда. Нынешняя глобальная экспансия продолжится и в следующем году, учитывая большой бюджетный дефицит США, свободную финансовую и кредитную политику Китая и продолжающееся восстановление Европы. Но, как пишут в своей статье на Project Syndicate американский экономист Нуриэль Рубини и итальянский экономист Брунелло Роза, к 2020 г. созреют условия для финансового кризиса и последующей глобальной рецессии.
1. Крайне неустойчивая политика фискального стимулирования, которая в настоящее время поднимает ежегодные темпы роста США выше уровня 2%. К 2020 г. стимулирование закончится, рост снизится с 3% до 2%.
2. Экономика США перегревается, инфляция растет выше заявленной цели. Таким образом, ФРС продолжит повышение ставок с 2% до 3,5% к 2020 г., что, вероятно, будет поддерживать краткосрочные и долгосрочные процентные ставки и доллар США. Инфляция растет и в других ключевых странах, рост цен на нефть способствует дополнительному инфляционному давлению. Значит, другие крупные центробанки последуют примеру ФРС в нормализации денежно-кредитной политики, что приведет к снижению глобальной ликвидности и повышению давления на процентные ставки.
3. Наверняка обострятся торговые споры администрации Трампа с Китаем, Европой, Мексикой, Канадой и другими странами, что приведет к замедлению роста и росту инфляции.
4. Другие политики США продолжат оказывать стагфляционное давление, что заставит ФРС повысить процентные ставки. Администрация ограничит внутренние и внешние инвестиции и передачу технологий, что выльется в нарушение цепочки поставок. Это ограничит число иммигрантов, которые нужны для поддержания роста за счет роста населения США. Это снизит инвестиции в "зеленую" экономику.
5. Рост в остальном мире, скорее всего, замедлится. Другие страны посчитают целесообразным противодействие протекционизму США. Китай вынужден будет замедлить рост, чтобы справиться с избыточными мощностями и чрезмерным левериджем, иначе стоит готовиться к жесткой посадке. Хрупкие развивающиеся рынки будут ощущать на себе последствия протекционизма и ужесточение денежно-кредитных условий в США.
6. Европа тоже будет страдать от медленного роста на фоне ужесточения денежно-кредитной политики. Более того, популистская политика в таких странах, как Италия, приведет к неустойчивой динамике долга в еврозоне. Отношения между правительствами и банками, несущими госдолг, усугубят экзистенциальные проблемы валютного союза. Еще один глобальный спад может заставить Италию и другие страны полностью выйти из еврозоны.
7. Коэффициент цены и прибыли в США окажется на 50% выше среднего значения, государственные облигации станут слишком дороги, учитывая их низкую доходность и отрицательную премию. Высокодоходные кредиты станут все более дорогостоящим, когда уровень корпоративного кредитования в США достигнет исторического максимума. Более того, леверидж на многих развивающихся рынках и в некоторых странах с развитой экономикой явно окажется чрезмерным. Коммерческая и жилая недвижимость будет слишком дорогой во многих частях мира.
8. После коррекции риск неликвидности и распродаж станет более высоким. Брокерские дилеры сокращают деятельность. Чрезмерный высокочастотный трейдинг повысит вероятность "внезапных сбоев". И инструменты с фиксированным доходом сосредоточатся в биржевых и кредитных фондах. Развивающиеся рынки и финансовые сектора в развитой экономике с крупными долларовыми долгами лишатся доступа к ФРС как кредитору последней инстанции.
9. Трамп уже критиковал ФРС, когда темпы роста составляли 4%. Просто представьте, как он будет вести себя в 2020 г., когда рост упадет ниже 1% и начнется снижение рабочих мест. Учитывая, что Трамп уже начал "торговую войну" с Китаем и не посмеет атаковать Северную Корею с ее ядерным потенциалом, наиболее вероятной его целью будет Иран. Спровоцировав военную конфронтацию с этой страной, он вызвал бы стагфляционный геополитический шок наподобие скачков цен на нефть в 1973, 1979 и 1990 гг. Это приведет к еще более серьезной глобальной рецессии.
10. После того как произойдет этот идеальный шторм, все испытают нехватку средств политики, для того чтобы с ним справиться. Пространство для фискальных стимулов уже ограничено огромным госдолгом. Возможность более нетрадиционной денежно-кредитной политики будет ограничена раздутыми балансами. Бэйл-аут в финансовом секторе будет недопустимым в странах с популистскими движениями и неплатежеспособными правительствами.
В США законодатели ограничили способность ФРС предоставлять ликвидность небанковским и иностранным финансовым учреждениям с долларовыми обязательствами. В Европе рост популистских партий усложняет проведение реформ на уровне ЕС и создание институтов, необходимых для борьбы со следующим финансовым кризисом и спадом.
В отличие от 2008 г., когда у правительств были политические инструменты, необходимые для предотвращения свободного падения, политики, которые должны противостоять следующему спаду, будут связаны по рукам. При этом общий уровень задолженности будет выше, чем во время предыдущего кризиса. Когда это произойдет, следующий кризис и последующий спад могут быть еще более серьезными и продолжительными, чем предыдущие.
Подробнее: https://www.vestifinance.ru/articles/106961