Тереза Мэй объявила, что введет новые антироссийские санкции. Особенность момента в том, что на прошедшем Московском финансовом форуме санкции стали лишь побочной темой: в Москве считают, что ничего хорошего в них нет, но научились с ними справляться. Представленные недавно правительством Дмитрия Медведева выводы Бюджетной комиссии таковы, что впечатлились даже скептики. Но до начала этой сессии у "Вестей в субботу" была возможность спросить у ее участников все-таки и про санкции.
Не отодвинет ли перспективы роста то, что сейчас происходит? Только все успокоилось, возникла макроэкономическая стабильность, как опять возникла перспектива британских санкций.
"Санкций британских не будет больше, — считает Андрей Костин, президент-председатель правления ПАО "Банк ВТБ". — Непосредственно сейчас. — Потому что они считают, что ничего нового уже нет".
Шутки шутками, а действительно, как отвечать на новые возможные санкции? Лучше ответить симметрично, асимметрично или вообще не замечать?
"Нужно проводить свою повестку, делать все необходимое, чтобы в меньшей степени зависеть от различных внешних факторов, влияющих на развитие нашей экономики. Этим мы, собственно, и занимаемся. Это и условия для развития бизнеса, и стабильность налоговой, бюджетной и экономической политики. Ответные меры могут быть просто созданием лучших условий для развития наших предпринимателей", — сказал Антон Силуанов, первый заместитель председателя правительства, министр финансов РФ.
На форум пригласили предшественника Силуанова на посту министра финансов, а ныне главу Счетной палаты Алексея Кудрина. "Дело в том, что нам нужно создавать свои системы альтернативных расчетов. Может быть, менять вектор наших торговых отношений с какими-то странами", — отметил Кудрин.
- Система "Мир", не только Visa?
- Нам отвечать очень сложно с точки зрения ответных шагов, — признался Алексей Кудрин.
- Лучше создавать свое?
- Лучше создавать какие-то альтернативные механизмы. Это для меня однозначно, причем это было мое мнение в отношении еще первых санкций.
Запад здесь представляла Кристалина Георгиева из Всемирного банка в Вашингтоне. Но благо болгарка. русский язык у нее отличный.
- Не страшно вам такие рассуждения слушать у русских, когда они говорят: мы сами с усами?
- Очень важно, чтобы мы все старались понять, что экономическая ситуация в мире меняется, и необязательно к лучшему. И поэтому совершенно правильно, что Россия старалась очень сильно строить свою собственную систему. Это большая экономика, своя собственная система макроэкономической стабильности – это уже есть. Но еще нет высокого роста, надо его найти, — считает Георгиева.
По мнению главы министерства экономики Максима Орешкина, в августе-сентябре Россия и так уже пережила отток средств нерезидентов, который мог бы испугать. Но никто не испугался.
"С тем оттоком, который есть сейчас, у нас финансовая система очень хорошо справляется. Что нужно делать для экономического роста? Нужно концентрироваться на факторах роста: это динамика экономически активного населения, целый пакет реформ, динамика инвестиций, повышение качества инвестиций, рост производительности труда", — подчеркнул Орешкин.
- Только бы хватило еще рабочих рук в стране.
- Это на самом деле одно из самых главных ограничений.
"И миграционная политика", — сказала Кристалина Георгиева.
"Если посмотрите все национальные проекты, там везде есть элементы, которые как раз помогают преодолевать те преграды для роста, которые есть", — заверил Максим Орешкин.