Россия может сократить спрос на белорусские товары, что отразится на кредитоспособности белорусов
Снижение ставки рефинансирования Нацбанком Белоруссии привело к стремительному наращиванию долгов белорусов перед банками – сумма превысила $5 млрд и продолжает расти. При этом ЗВР Нацбанка сопоставимы с этой суммой и сформированы за счёт миллиардных долговых обязательств перед зарубежными кредиторами.
Нацбанк не первый год снижает ставку рефинансирования и, в итоге, средняя ставка по кредитам для физических лиц сократилась с 20% годовых в 2017 году до неполных 10% в 2018 году. Реальные доходы населения росли не столь бурно, и обыватели активно прибегали к потребительскому кредитованию для сохранения привычного уровня потребления. В итоге почти за год задолженность перед банками выросла почти на треть и продолжает расти. По всей видимости, многие семьи уже «проели кубышки» и освоились с жизнью в долг.
Рост кредитования положительно сказался на ряде отраслей – например, на строительной. Белстат зафиксировал рост задолженности белорусских домохозяйств (почти 10% от ВВП). Параллельно рос спрос на импорт, что отражено в официальной статистике.
Внешнеторговую конъюнктуру ухудшило ослабление российского рубля, сказавшись на конкурентоспособности белорусских товаров на основном экспортном рынке – российском, потребляющем львиную долю производимой в Белоруссии промышленной продукции и почти все экспортируемые продукты питания. Сокращение предоставляемых Россией льгот и преференций во взаимной торговле – в том числе перевод на рыночные рельсы торговли нефтепродуктами, негативно скажется на пополнении республиканского бюджета. Это значит, что власти Белоруссии будут сокращать соцпакет и сдерживать повышение зарплат в госсекторе, который по-прежнему доминирует в белорусской экономике.
Проблемы в отношениях с Россией негативно скажутся на способности белорусских физлиц обслуживать банковские кредиты. До сих пор головную боль банкирам доставляли едва сводящие концы с концами госпредприятия, многие из которых (в том числе крупные) лишены оборотных средств и выплачивают зарплаты из кредитов. Увольнения и сокращения зарплат приведут к тому, что гражданам или судебным исполнителям придётся продавать недостроенные квартиры и приобретённые в кредит автомобили.
Правительство Белоруссии само в долгах и давно не в состоянии обслуживать внешние заимствования иначе, чем через новые долги, которые идут на погашение старых. Основным кредитором Белоруссии традиционно выступает Россия.
По данным Минфина Белоруссии, государственный долг республики на 1 августа составил 42,1 млрд белорусских рублей, что эквивалентно $20,5 млрд. В том числе внешний госдолг оценивался в $16,5 млрд.
На ту же отчётную дату Нацбанк располагал резервными активами в иностранной валюте на $3,9693 млрд и большая часть из них – это долги перед российскими банками и правительством РФ. На пополнение ЗВР и погашение госдолга власти Белоруссии надеются направить около $1,5 млрд от России (кредиты по линии правительства и ЕФСР), однако правительство РФ заморозило рассмотрение этих вопросов, ссылаясь на необходимость финансирования неотложных госрасходов в самой России.
В отличие от Белоруссии, Россия находится под санкциями США, Евросоюза и их союзников. Никто не помогает России ни с кредитами, ни с поставками товаров по «братским» ценам. Поэтому вполне закономерно разговор Владимира Путина с Александром Лукашенко 22 августа в Сочи не состоялся и, видимо, продолжится 21 сентября, но в расширенном составе – с участием правительственных делегаций. Повестка та же: экономические вопросы двустороннего сотрудничества и состояние готовности официального Минска к выполнению Договора о создании Союзного государства Белоруссии и России.
Союзное государство Белоруссии и России предоставляет белорусам широкие возможности для решения вопросов трудоустройства и достойных заработков. По данным Центра изучения перспектив интеграции (ЦИПИ), численность белорусских гастарбайтеров в России составляет 1 млн человек. Аналитики hh.ru утверждают, что от общего числа готовых переехать в Россию иностранцев больше всего соискателей из Белоруссии — 17,9% (из Минска — 14,1%, из Гомеля — 2,1% и Витебска — 1,7%). Центр этнополитических и региональных исследований НИУ ВШЭ констатировал: в 2017 году трудовые мигранты из Белоруссии получали в россии среднюю зарплату в размере 41,1 тыс. российских рублей и это больше, чем в среднем платят гастарбайтерам из Украины, Азербайджана и Грузии. Средняя зарплата белорусов в России значительно больше, чем этот же показатель в Белоруссии.
Белорусы в России – не совсем иностранцы. По сравнению с другими категориями трудовых мигрантов, у обладателей белорусских паспортов гораздо больше прав и льгот, что почти уравнивает их с обладателями паспортов РФ. Хорошие заработки (в том числе «в конвертах») позволяют белорусам содержать своих родственников в Белоруссии. Для гастарбайтеров правительство Белоруссии с подачи Александра Лукашенко сначала подготовило «налог на тунеядцев», а с 2019 года применит повышенные почти на треть расценки на госуслуги, прежде всего – 30%-ю надбавку на коммуналку.
Неминуемый рост инфляции, предсказуемая девальвация белорусского рубля вслед за российским (её оправдывают также поддержкой экспортёров), сокращение рабочих мест (согласно требованиям МВФ о выделении кредита) – эти и другие факторы будут стимулировать трудовую миграцию из Белоруссии в Россию. Эти же факторы отразятся на кредитоспособности белорусов, оставшихся в Белоруссии.