На Украине хождение по граблям считается национальной традицией. Поэтому не удивительно, что там любят переводить в политическую плоскость любые хронические проблемы местной экономики, маскируя их суть и ставя все с ног на голову. Хотя реальная причина большинства «креативных» решений Киева, как раз лежит в плоскости чистой экономики. Именно так обстоит дело и с местными железными дорогами. Нет, и не было там никакой политики, и сейчас вы в этом сами убедитесь.
После Майдана, страна победившего «достоинства» взяла курс на строительство аграрной «сверхдержавы». После чего в сельское хозяйство потекли инвестиции. До этого Украина производила около 40 млн. тонн зерновых, но очень скоро этот показатель достиг 60 млн. тонн. И это не считая подсолнечника, который «подрос» с 12 до 17 млн. тонн и других культур.
Одновременно увеличить количество расходуемых горюче-смазочных материалов и удобрений. И все это, включая урожай, нужно ведь на чем-то возить, а есть ещё уголь, руда и другие грузы. Наиболее выгодно для этого использовать железные дороги. Поскольку автомобильным транспортом делать это дорого, да и на поддержании инфраструктуры можно разориться.
Но если с грузовыми вагонами Украина решить вопрос оказалась хоть как-то в состоянии, то с локомотивами приключилась настоящая беда. Ведь грузооборот вырос на 30 млн. тонн и ПАО «Укрзализныця» начала «захлебываться». На страну начал надвигаться самый настоящий железнодорожный коллапс. Это был результат жизнедеятельности местных «государственников». Он и стал «ахиллесовой пятой» украинской экономики.
Именно поэтому осенью 2016 года украинские «патриоты» вприпрыжку помчались на блокаду Донбасса и транзита грузов по «железке» из России. На это дало «добро» руководство страны. И спустя несколько лет, этого уже никто не скрывает. Хотя Европе подобное противодействие «агрессору», в виде откровенного «цирка» на границе, явно не понравилось. Зато выяснилось, что в стране европейского безвиза примитивно не хватает локомотивов даже для местного бизнеса, уже не говоря о транзите.
Нужно отметить, что за годы «незалежности» количество локомотивов неуклонно сокращалось, поскольку местные «хозяйственники» занимались лишь эксплуатацией (порой варварской) «тоталитарного» наследства и набиванием собственных карманов. Негативный отбор кадров сделал свое дело.
Для простоты понимания нужно уточнить, как работает железная дорога. Локомотивы «тащат» железнодорожные составы лишь на протяжении определенного участка (отрезка). Затем локомотивы меняются, передавая железнодорожный состав как «эстафетную палочку». Но это в упрощенном виде.
К весне 2017 года остроту проблемы железнодорожного коллапса на Украине удалось снизить. Россия оказалась понятливой страной и сама сократила транзит своих грузов через территорию «братства и добрососедства», чтобы не мучить себя и Европу.
Говорят, что после этого в Минске кто-то устроил дегустацию крымского вина, поднимая тосты за то, чтобы бардак на Украине продолжался как можно дольше. Российские грузы, в еще большем объеме, пошли через Белоруссию. При этом у белорусов почему-то нет проблем с локомотивами, даже при значительном росте грузопотока.
Однако, решать проблему нехватки локомотивов на «железке» Украина не спешила, удовлетворившись очередным сомнительным «достижением». Ей удалось лишь на какое-то время отсрочить неизбежное. Хотя износ локомотивного парка достигает 95%. Зато теперь стала понятна радость «патриотов», которые продавали с «железки» колоссальные объемы металлолома.
После этого, в начале лета 2018 года, в Киеве снова заговорили о разрыве железнодорожного сообщения с Россией. Следовательно, подчистили «железку» они весьма основательно. И «вскрытие» рано или поздно это подтвердит.
Итак, сначала министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявил, что рассматривается вопрос о прекращении пассажирского сообщения по железной дороге с Россией. И ему без разницы, что ПАО «Укрзализныця» потеряет 400 млн. гривен чистой прибыли, в годовом исчислении. Правда уточнив, что грузовое железнодорожное сообщение с Россией, возможно, сохранится, но не факт. Он, кстати, любит рассуждать о выгодности использования американского Hyperloop и считает украинскую железную дорогу такой, что не окупится никогда.
И вот, в конце августа 2018 года, уже представители различных украинских ассоциаций («Укрметаллургпром» и прочих), представляющих интересы крупного бизнеса, хором обратились к властям страны с трогательным до слез планом предотвращения коллапса в сфере грузовых железнодорожных перевозок. Они просят временно приостановить транзит российских грузов через территорию Украины. Это, якобы, позволит более чем на 10% увеличить пропускную способность железных дорог «нации». Это восхитительно! А «затариться» локомотивами слабо?
Теперь «лучший» реформатор всех времен и народов Володя Гройсман (бывший директор колхозного рынка из Винницы), может смело перекрыть транзит российских грузов через территорию страны. Верной дорогой идут «товарищи», однозначно. Ведь после этого, внешних возможностей для «оптимизации» уже не будет, это последний резерв. И уже нет сомнений, в каком «светлом» будущем будет конечная остановка этого государства.