Правительство снова отодвинуло повышение цен на газ: теперь до 1 октября. И это вполне объяснимо. Сколько будет стоить газ для населения Украины, окончательно решит не наша власть, а МВФ. В сентябре миссия приедет, ей предложат варианты, она выберет, как обычно, самый жесткий. И отправится размышлять, давать ли нам транш. Кабмину придется думать о другом: где найти дополнительные средства на субсидии – ведь тарифы ЖКХ резко вырастут. Именно потому Владимир Гройсман так долго тянет с решением газового вопроса. Но еще неизвестно, что в данном случае лучше: ужасный (тарифный) конец или ужас (ожидания новых цен) без конца?
Украине критически важно получить деньги МВФ в этом году. От возобновления кредитования со стороны Фонда зависит финансирование по остальным программам от Европы и Всемирного банка. Цена газа для населения – последнее неисполненное пожелание МВФ. И сейчас я поясню, почему правительство так упирается в этом вопросе.
Предыдущая миссия МВФ работала в Украине в середине мая. Ее дипломатично называли технической – потому что никто не ожидал по итогам этого визита рассмотрения вопроса о новом транше: ни мы, ни МВФ. Обе стороны переговоров прекрасно понимали, зачем они встретились.
Задачей МВФ было нагнуть нашу власть на создание Антикоррупционного суда в том формате, в котором он желал с самого начала. Власть из последних сил пыталась выбить какие-то компромиссы для себя. Победил все-таки МВФ. Как говорил герой Анатолия Папанова в знаменитом фильме "Берегись автомобиля" своему зятю-спекулянту в исполнении Андрея Миронова: "Тебя посодют, а ты не воруй!".
Правительство в этой истории исполняло роль вынужденного наблюдателя. Премьер Владимир Гройсман еще зимой понял, что без Антикоррупционного суда транша не будет. Вне зависимости от выполнения или невыполнения других условий. Потому он постоянно откладывал повышение цен на газ. И так дотянул до осени.
Но... Вот и Антикоррупционный суд оформлен законодательно, и миссия МВФ прибывает (с 6 до 19 сентября). Дело за малым: выполнить второе из двух основных требований МВФ для выделения Украине очередного транша кредита – поднять цены на газ.
Есть и другое объяснение, почему повышение цен отложено до 1 октября. Кабмин еще сам не знает, на сколько он должен будет повысить стоимость газа. Как и в предыдущие визиты миссии, правительство будет предлагать, а миссия выбирать. На предыдущих переговорах наша сторона предлагала десятки различных формул компромисса, но ни одна не заинтересовала генерального кредитора
Отступать некуда: за спиной колоссальные выплаты по долгам, а золотовалютные резервы тают третий месяц подряд. Скоро их вообще не останется. И все, что может в этой ситуации сделать Гройсман, – оттянуть ужасный конец до наступления отопительного сезона.
Но есть и другое объяснение, почему повышение цен отложено до 1 октября. Кабмин еще сам не знает, на сколько он должен будет повысить стоимость газа. Как и в предыдущие визиты миссии, правительство будет предлагать, а миссия выбирать. На предыдущих переговорах наша сторона предлагала десятки различных формул компромисса, но ни одна не заинтересовала генерального кредитора.
Известный экономический эксперт Андрей Блинов считает, что есть три варианта повышения цен на газ для населения. В частности, предлагается увязать тариф со стоимостью импортного газа (12-13 грн. за кубометр вместо 6,96 грн. сегодня). Правда, увеличить тариф предлагается не сразу, а с 1 апреля 2019 года, то есть после президентских выборов. Но не факт, что МВФ на подобное предложение согласится.
Второй вариант продвигает руководство «Нефтегаза». Там настаивают, чтобы тариф сравнялся с ценами на импорт газа уже к началу следующего отопительного сезона. Этот вариант Андрей Блинов также считает маловероятным, поскольку против больших аппетитов “Нефтегаза” категорически выступает Кабмин. Из-за угрозы повышения расходов на субсидии (о чем мы говорили выше).
Наиболее вероятным эксперт считает третий сценарий: в тарифе будет учитываться цена как импортного газа, так и топлива, добываемого в Украине. В таком случае газ может подорожать до 8-8,5 грн. за кубометр.
Коммерческие потребители, согласно обнародованной информации, с 1 августа платят за газ от 10,1 тыс. грн. до 11,1 тыс. грн. за тысячу кубических метров. В то время как цена газа для населения сохраняется на уровне 4942 грн. за тот же объем. С 1 апреля тариф должен был вырасти на 62% и достичь 8030 грн. за тысячу кубов. А с 1 октября 2018 года – до 8530 грн. И таким образом мелкими шагами мы должны были дойти до 9 952 грн. за тысячу кубометров. Но... остались стоять на месте.
Почему цена на газ оказалась такой болезненной для правительства? Дело в том, что стоимость газа – это чуть ли не половина всех остальных тарифов. Так что при повышении стоимости газа для населения на 56%, как предлагается в одном из вариантов развития событий, стоимость тепловой энергии для населения вырастет в среднем на 27,3%. Вырастет и так заоблачная цена на отопление, горячую воду и другие услуги ЖКХ.
Если мы попытаемся смухлевать и повысить цену по какой-то другой схеме, есть вероятность денег от МВФ не получить. Даже несмотря на рост коммунальных тарифов. После чего нам будет заявлено о подготовке следующей программы и следующего меморандума. Поскольку во время выборов МВФ денег не дает в принципе. Тогда это будет уже не один, а два “ужасных конца” сразу
Стремительный рост тарифа приведет к увеличению субсидий. Следовательно, вырастет нагрузка на бюджет. Правительство, стоящее на пороге секвестра, в панике пытается разрешить неразрешимую задачу: чтобы при новых тарифах дефицит госбюджета не превышал 2,6% ВВП. И не только в этом году, но и в следующем. Не зря же миссия МВФ едет к началу бюджетного процесса: их цель не только принять у нас “газовую капитуляцию”, но и “понюхать” проект бюджета на следующий год.
Поэтому трудно сказать, чего больше в упрямом желании Гройсмана отодвигать неизбежное: заботы о народе, самопиара или осознания того, что из огня Кабмин попадает в полымя. Ему надо изыскать еще свыше 30 млрд. грн. дополнительных средств на субсидии.
Конечно, вопрос повышения расходов на субсидии учтен, и где возможно правительство перестраховалось. С 1 октября 2018 года субсидии на газ теряют потребители без газовых счетчиков. В соответствии с новым постановлением Кабмина, льготы и субсидии не будут предоставляться гражданам, которые сами не установили индивидуальные счетчики, а также письменно отказались от их установления за счет государства или средств операторов газораспределительных систем.
Будут, без сомнения, найдены и другие способы сэкономить бюджетные средства. Уже сейчас сократили социальную норму потребления газа, стали учитывать доходы всех членов семьи, а не только тех, кто прописан в доме, изменили подходы к площади жилья субсидианта и т.д. Но полностью это проблему не решает. Вписаться в выделенный на 2018 год 71 млрд. грн., предусмотренный на выплату субсидий, вряд ли получится.
P.S. Может ли повышение газовых цен на октябрь плавно перенестись и на ноябрь? Может, но в пакете с катастрофическим для нас отказом в транше-2018. Удержать цену газа до выборов власти выгодно. На худой конец – повысить частично с растяжкой во времени. Но МВФ, судя по всему, непреклонен: он требует уравнять стоимость газа для населения и для бизнеса.
Если мы попытаемся смухлевать и повысить цену по какой-то другой схеме, есть вероятность денег от МВФ не получить. Даже несмотря на рост коммунальных тарифов. После чего нам будет заявлено о подготовке следующей программы и следующего меморандума. Поскольку во время выборов МВФ денег не дает в принципе. Тогда это будет уже не один, а два “ужасных конца” сразу.
Галина Акимова