Пока европейские политики пытаются убедить население собственных стран в выгодах, которые они получат от закупок американского СПГ, Китай уже стал мировым лидером по потреблению сжиженного природного газа. Аналитический портал RuBaltic.Ru разбирается с вопросом о том, как работает мировой рынок СПГ и какие из его игроков получат основные выгоды от газовой экспансии США.
Китаю нужнее — Европа подождет
За 2017 год мировое производство СПГ выросло на 38 млрд кубометров, почти половина этого прироста приходится на США и Австралию. При этом число стран, импортирующих СПГ, увеличилось с 14 до 26. В частности, новыми потребителями этого ресурса стали страны Старого Света: Франция, Литва, Нидерланды, Великобритания, Мальта и Польша.
Однако примечательно, что европейцы не взяли на себя никаких долговременных обязательств по контрактам: поставки СПГ в Европу были единичными и происходили лишь в тот момент, когда цены на спотовом рынке были максимальными.
Тем не менее, рост продаж позволил американцам ввести в эксплуатацию две новые линии на Sabina Pass — единственном крупнотоннажном СПГ-заводе в стране. Основной поток его продукции в прошлом году шел в Мексику. Цена на СПГ здесь поднялась почти до уровня азиатско-тихоокеанского региона (АТР), несмотря на более дешевую логистику: время в пути от Sabina Pass до ближайшего мексиканского порта Altamira составляет 5 дней, а до АТР газовозы идут 30 суток.
Однако высокие цены в Мексике продержались недолго, поэтому по итогам года 40% СПГ ушло из Америки в АТР. Этот регион по праву является лидером спроса на сжиженный газ: только Китай в прошлом году увеличил свой импорт сразу на 16 млрд кубометров.
Виной тому программа Китая по переходу с угольных электростанций на газовые. Экономика страны развивается по планам пятилеток, поэтому рост спроса на голубое топливо здесь гарантирован надолго. Собственные месторождения газа у Китая имеются, но объем их незначителен, если учитывать масштабы потребностей. Что касается трубопроводного газа, то в Поднебесную он поступает из Центральной Азии. Активно идет и строительство «Силы Сибири», но объем китайского рынка в разы превышает возможности этой инфраструктуры.
Трампу поможет собственный Газпром
Пятилетние планы — прекрасное подспорье для всех стран и компаний, занимающихся расширением производства СПГ. Все, что им требуется для развития, — выстроить равноправные отношения с государственными предприятиями КНР и подписать долгосрочные контракты.
Однако вместо этого Дональд Трамп развернул масштабную торговую войну с Пекином. И понять этот маневр не так просто.
Китай по-прежнему обладает положительным платежным балансом в торговле с Соединенными Штатами, и здесь, казалось бы, массированные закупки американского СПГ могли бы основательно исправить этот дисбаланс. Так чем же в этой ситуации недоволен Дональд Трамп?
Похоже, американский президент прекрасно осведомлен, что и Sabina Pass, и все строящиеся в его стране СПГ-заводы уже подписали долгосрочные контракты с пунктом «плати или сжижай». Это означает следующее: даже если произведенный в США газ и начнет массово поставляться в Китай, то на торговом балансе это никак не отразится.
Китайские деньги будут уходить на счета компаний, подписавших контракты, и банков, кредитовавших строительство новых заводов. Единственный способ для США исправить ситуацию — создать государственную корпорацию, которая будет заниматься газовым бизнесом. Да, именно так: запуск «американского Газпрома» может стать тем инструментом, который поможет Штатам решить их проблемы. В таком случае американским политикам стоило бы не выстраивать редуты в отношениях с Россией, а ездить перенимать полезный опыт.
Панамский канал не пропустит весь СПГ в Азию
Какие еще следствия у роста потребления СПГ в АТР? Прежде всего те, которые связаны с географией. Sabina Pass, как и все строящиеся СПГ-заводы, находится на атлантическом побережье США, потому маршрут в АТР идет через Панамский канал. Чем больше производство СПГ в США, чем больше спрос на него в Китае и в других странах АТР, тем больше нагрузка на канал. В 2016 году через него прошло 20 танкеров-газовозов, в 2017 — уже 110. Рост в процентах даже считать страшновато.
Несмотря на недавнее расширение канала, в неделю он может пропускать лишь 7 газовозов. Казалось бы, маловато. Однако спрос на СПГ в азиатско-тихоокеанском регионе имеет значительные сезонные колебания. При этом пик спроса приходится на летние, самые жаркие месяцы, а в зимнее время потребность в снабжении газом снижается. В результате в те недели, когда спрос и цены в АТР максимальны, востребованность Панамского канала значительно превосходит его пропускные возможности. По оценкам Oxford Institute for Energy Studies, предельная нагрузка Панамского канала будет достигнута уже в начале 20-х годов.
Если выстраивать политику рационально, то у США и Китая есть основа для восстановления отношений: обе страны заинтересованы в строительстве «дублера» Панамского канала. Но об этом пока никто даже не думает.
Плохие новости для газотранспортных компаний
Еще одно следствие роста производства и потребления СПГ — резко увеличившаяся потребность в танкерах-газовозах. Суточная ставка на их фрахт в 2016 году была меньше 20 тысяч долларов, а к концу 2017 она выросла до 70 тысяч. С учетом срока прохождения газовозов от атлантического побережья США до стран азиатско-тихоокеанского региона, это уже стало отражаться на стоимости СПГ: цена на него выросла на шесть с половиной долларов за тысячу кубометров.
Не так много, однако, на рынке АТР американским компаниям, торгующим сжиженным газом, приходится конкурировать с производителями из Катара и Австралии, ведь на их маршрутах никаких каналов нет, а расстояние до потребителя меньше. Это обязывает СПГ-компании из США экономить каждый цент.
При этом вслед за ценами на нефть, которые росли на протяжении всего 2017 года, выросла цена и на топливный мазут, который используется для заправки газовозов. Это тоже отражается на ценах на сам СПГ: здесь добавка составила три с половиной доллара на тысячу кубометров.
С учетом всех этих данных можно подвести черту: насколько выгоден бизнес, который американские компании пытаются сделать на СПГ?
Средний убыток экспортеров сжиженного газа из Штатов в АТР по итогам 2017 года составил 39 долларов с каждой тысячи кубометров. Но на других газовых рынках ниши отсутствуют, а потому поставщики СПГ из США вынуждены нести эти потери.
Может ли американский сжиженный газ в обход этих проблем «хлынуть в Европу»? На кривой предложения в данном регионе газ из США является самым неконкурентоспособным. Все сделки с европейскими потребителями, в том числе с Польшей и Литвой, не имеют никакого экономического смысла. На деле это лишь плата за право на продолжение антироссийской политики.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+