Французский энергоконцерн Total вышел из проекта разработки крупнейшего месторождения газа в мире - Южный Парс. Получается, Евросоюз отступает под угрозой санкций Вашингтона. Впрочем, победа Белого дома пиррова.
Напомним, что в мае 2018 года администрация Дональда Трампа вышла из ядерной сделки и восстановила санкции против Ирана. Однако Брюссель не поддержал американцев и даже собрался дать отпор. В частности, 7 августа для защиты интересов европейских компаний в Иране Брюссель утвердил «блокирующий статут», запрещающий соблюдать антииранские санкции.
Тем не менее, французская Total приняла решение оставить крупный энергетический проект в Иране. Хотя его реализация имела стратегическое значение для Европы. Предполагалось, что к 2021 году компания будет добывать там до 20,7 млрд. кубометров газа. Отметим, что уже в текущем году Иран потеснил по добыче газа Катар – который делит Южный Парс на пару с исламской республикой. Конечно же, вместе с добычей газа предполагалось строительство СПГ-терминалов, чтобы этот газ доставлять до европейского потребителя. Еще до санкций 2012 года голландская Shell вместе с немецкой нефтехимической корпорацией Linde готовила проекты по строительству терминалов.
Однако эти планы снова сорваны. Но и в будущем вернуться к нефтедобыче в Иране европейские компании уже не смогут. Дело в том, что в проекте освоения Южного Парса, кроме Франции участвовал Китай. Китайской национальной нефтегазовой корпорации CNPC принадлежала доля в размере 30%. После объявления Вашингтоном санкций в Пекине тут же предложили выкупить долю Total в проекте. И французы дали добро, покинув проект. Таким образом, Китай нарастил свою долю в проекте до 80%.
Конечно, это серьезная потеря для Евросоюза, который активно работает над диверсификацией энергопоставок. Впрочем, нельзя сказать, что бегство Брюсселя из Ирана под натиском США – поражение вчистую. Ведь буквально сразу после разрыва ядерной сделки, канцлер ФРГ Ангела Меркель отправилась на переговоры в Пекин. И одной из главных тем для обсуждения стала взаимная торговля Китая и Европы. Вместе с Меркель в Поднебесную прибыли представители автомобильной, электронной, фармацевтической и других отраслей немецкой промышленности.
Результатом встречи стало снижение Китаем импортных пошлин на автомобили и автозапчасти. Решением Госсовета КНР, импортные тарифы на автомобили с 1 июля 2018 года снижаются с 25% и 20% до 15%, а импортные тарифы на автозапчасти – до 6%.
Скорее всего, Южный Парс стал разменной монетой в этом вопросе. Таким образом, Меркель привезла в Германию хорошую весть для немецкого автопрома – а это компенсирует негатив от исхода Total. Но разумеется, что дружба с Китаем – это не мечта евробюрократии. Китайская экспансия в Европе уже давно вызывает тревогу. В последние годы китайцы массово скупают европейские компании и наращивают экспорт в страны ЕС. Но возможности оказывать сопротивление Китаю в Брюсселе исчерпываются. К тому же, растет конфронтация с США. Это неизбежно толкает еврократию в объятия Пекина.
И это обратная сторона торговой войны Дональда Трампа. Главным геополитическим итогом на этот час является то, что Китай укрепляет свои позиции как на Ближнем Востоке, так и в Европе. Не добился Вашингтон и другой цели – отнять у Ирана альтернативные американскому СПГ источники углеводородов. Потеряв Южный Парс, Брюссель официально дает зеленый свет «Северному потоку-2».
Наконец, США едва ли добьются того, что Иран быстро «ляжет на лопатки». Как стало известно, Тегеран уже активно переключает европейский экспорт нефти на Китай. В частности, китайские компании начали перемещать свои грузы на суда, принадлежащие National Iranian Tanker Co, дабы оградить себя от рисков американских санкций против Тегерана.
Не добьются США и своей цели навредить китайской экономике посредством увеличения импортных пошлин. Почему, замечательно объяснил генеральный директор крупнейшей в мире судоходной компании A.P. Moller-Maersk Сорен Скоу. Он заявил, что американская экономика пострадает от введения дополнительных пошлин на зарубежные товары в разы сильнее, чем весь остальной мир.
Причина, по его словам, заключается в том, что в результате увеличения пошлин, американские импортеры начнут закупать товары во Вьетнаме, Индонезии и других странах Азии, куда американский капитал переместит свои производства из-за пошлин, и где уже давно окапывается китайский капитал, также перемещая туда многие производства. Наконец, китайские товары будут проходить через другие азиатские страны и получать местные маркировки о производстве. И все это называется «глобализация», то самое детище США, которое теперь играет против своих создателей.