В последнее время состояние ледокольного флота Береговой охраны США широко обсуждается в Вашингтоне. Республиканцы предложили перенаправить финансирование, которое предполагалось выделить для приобретения Береговой охраной нового тяжелого ледокола для пограничной службы.
Все это происходит в то время, когда Россия и Китай вкладывают все больше денег в арктический потенциал своих вооруженных сил, в том числе и в строительство ледоколов. Но какова общая стратегия России в Арктике? Как ледоколы вписываются в эту картину и позволяют русским расширять свое влияние в Арктике, и что они могут выиграть в результате?
Нынешнее состояние относительной численности ледокольных флотов отслеживается и анализируется Управлением береговой охраны США по водным путям и океанической политике США. Вот несколько ключевых моментов. Только США и Россия обладают «тяжелыми» ледоколами, которые способны прокладывать путь в самых толстых арктических льдах. Соединенные Штаты располагают лишь одним действующим тяжелым ледоколом. У России имеется два действующих ледокола и еще четыре таких судна проходят переоборудование. По завершении этого переоборудования, Россия получит численное превосходство над Америкой 3:1, что даст Москве существенное превосходство в проведении операций в арктических льдах.
Кроме того, единственный американский тяжелый ледокол USCGC Polar Star (Полярная звезда) часто занят поддержкой международных и американских экспедиций на Южном Полюсе. Во время этих операций «Полярная звезда» сталкивалась с многочисленными трудностями, связанными с ее возрастом: этот ледокол впервые был принят в эксплуатацию в семидесятые годы прошлого столетия.
Российский флот тяжелых ледоколов значительно моложе американского, поскольку он вступил в строй в конце восьмидесятых и начале девяностых годов. Кроме того, Россия располагает гораздо большим флотом легких и средних ледоколов, хотя они и не в состоянии прокладывать путь в толстых льдах и в основном используются для того, чтобы поддерживать в рабочем состоянии торговые пути в таких северных портах как Архангельск.
Вдобавок к имеющемуся мощному флоту, Россия планирует построить несколько еще более крупных ледоколов. Ожидается, что ледокол класса «Лидер» ЛК-110 Я (проект 10510), будет иметь водоизмещение 71 тысячу тонн, что сделает его самым тяжелым ледоколом в мире. Для сравнения, водоизмещение американского ледокола Polar Star составляет всего около 10 тысяч тонн.
«Лидер» будет оснащен атомной электростанцией мощностью 110 МВт, и ему предстоит стать одним из многих кораблей, обеспечивающих бесперебойное движение грузовых судов по Северному морскому пути. В то время как ледоколы класса «Лидер» остаются пока лишь на бумаге, Россия почти завершила работы над тяжелыми атомными ледоколами класса «Арктика» ЛК 60Я (проект 22220). Эти суда тоже весьма массивные, их водоизмещение составляет около 33 тысяч тонн. Ожидается, что новые ледоколы класса «Арктика» пройдут морские испытания в конце 2019 года.
Номинальная цель строительства этих кораблей – поддерживать и развивать Северный морской путь как более дешевую альтернативу торговому пути вокруг Индии и через Суэцкий канал. Это очень важно само по себе, поскольку дает России контроль над крупным морским путем, который становится все более доступным в результате климатических изменений. Если Россия хочет воспользоваться всеми преимуществами этого маршрута, ей придется вкладывать деньги в корабли, которые будут поддерживать его открытым в течение всего года.
Российское правительство делегировало контроль над этим морским маршрутом государственной корпорации «Росатом», которая осуществляет надзор за разработкой и эксплуатацией новых и действующих атомных ледоколов. Таким образом, именно «Росатом» будет предоставлять иностранным судам право прохода по Северному морскому пути.
Однако, Северный морской путь – не единственный элемент российской политики в Арктике. Многочисленные военные объекты сделали важной проблемой «растущую милитаризацию Арктики», и российские военные, несомненно, играют важную роль в этом процессе, возобновляя работу многих арктических баз.
Точные цели этих военных объектов, по-видимому, связаны с претензиями России на природные ресурсы региона. Однако, согласно статье агентства Reuters, передислокация ракет класса поверхность-воздух и противокорабельных ракет на эти отдаленные арктические базы также позволит России создать в Арктике обширную и надежную бесполетную зону.
Обслуживание и пополнение запасов на таких базах требует наличия большого ледокольного флота. Если Соединенные Штаты или Канада хотят использовать дополнительные военные базы на Крайнем Севере, чтобы уравновесить присутствие России, скорее всего, они будут вынуждены существенно расширить свой ледокольный флот.
Исходя из этого, можно заключить, что меньшее количество американских ледоколов не является столь серьезным стратегическим изъяном, как может показаться на основе простого сравнения цифр. У России гораздо больше задач для ледоколов, поэтому им нужно большее количество таких судов. Тем не менее, ледокольный флот США все же нуждается в увеличении плавсостава для выполнения своих задач. Очевидно, что наличие всего одного тяжелого ледокола, обслуживающего все полярные миссии в Арктике и Антарктике, создает большую проблему для Береговой охраны США.