В конце лета состоится заседание президентской комиссии по вопросам ТЭК, на которое вынесут рассмотрение плана по еще более масштабному росту объемов экспорта угля на восток. Вместо 180 миллионов тонн до 2025 года будет в пределах 195 миллионов. Прозвучало также предложение об уровне в 240 миллионов тонн угля.
В возглавляемом Александром Новаком ведомстве определились с желаемым объемом экспорта угля в направлении востока. Инициативы озвучат в ходе очередного совещания по развитию топливно-энергетического комплекса страны. Рабочее заседание пройдет под руководством президента Владимира Путина 27 августа в Кемерово.
Изначально специалисты предлагали расширить пропускную способность Транссибирской магистрали и БАМа с целью увеличения экспорта до 180 миллионов тонн твердого топлива ежегодно. Руководители «Российских железных дорог» задекларировали, однако, готовность нарастить поставки до отметки от 220 до 240 миллионов тонн в год. Участники дискуссии сошлись в результате на уровне в 195 миллионов тонн.
Представители железнодорожного ведомства констатировали, что в этом объем вошел и уголь, подлежащий впоследствии вывозу за территорию Российской Федерации, и тот, что предназначен для внутреннего потребления в регионах на востоке.
Директор по коммерческой деятельности ОАО «РЖД» Алексей Шило отмечает, что общий объем отгрузки угля в течение 2018 года на 5-10 процентов превышает план ежемесячно. У угольных предприятий есть при этом все ресурсы, необходимые для наращивания добычи, однако, сдерживают их такие факторы как недостаток пропускной способности «РЖД», а также острая нехватка портовых мощностей для перевалки продукции.
По словам аналитика АКРА Максима Худалова, нужно предостерегаться от вложений солидных финансов в расширение пропускной способности железной дороги в восточном направлении на фоне отсутствия потребителя-дублера ККР.
«Все прогнозы строят сегодня на повышении потребления топлива в Китае. Между тем, спрос этой республики может «заморозиться» в случае вступления в силу жестких экологических ограничений. Другой же импортер, способный покупать российский уголь в тех же масштабах, в данном случае не наблюдается. Предприятиям из Индии намного проще закупать австралийское и индонезийское сырье, а рынок Вьетнама не столь велик», — пояснил специалист.
Если же говорить об увеличении портовых мощностей, то в любом случае они будут востребованы. Эксперт уточнил: если не среди угольщиков, то среди поставщиков зерна.
Следует отметить, что из предложений, запланированных к обсуждению на заседании в Кемерово, исчезли впоследствии некоторые протекционистские меры для угольщиков, включая предоставление отраслевым предприятиям инвестиционных контрактов с фиксированием льгот на 10-летний период, а приоритет при составлении перечней на модернизацию для угольных теплоэлектростанций.