Среди инвесторов царят сейчас опасения, связанные с рентабельностью «мегапроектов», затеянных крупнейшими нефтяными компаниями на Западе. Они полагают, что приемлемая прибыль от реализации крупных проектов возможна лишь в случае, если цены нефти превысят уровень в 100 долларов за баррель и продолжат оставаться на этой отметке на протяжении длительного периода времени.
Котировки нефти Brent варьируются в настоящее время в пределах диапазона от 70 до 80 долларов, и в нефтегазовых структурах вновь начали изучать проекты, на реализацию которых понадобятся инвестиции на уровне десятков миллиардов долларов. Между тем, для получения финансов сегодня нужно доказывать, что израсходуют их эффективно и без перерасхода. Добывать «черное золото» любой ценой не будет сейчас никто.
В агентстве Wood Mackenzie проинформировали, что после обрушения котировок в 2014-м крупнейшие энергетические структуры снова стали готовиться сегодня к реализации целого ряда «мегапроектов». Специалисты отмечают, что только в 2019-2020 годах на них потратят 300 миллиардов долларов США. В особенно серьезных инвестициях нуждаются проект по добыче и сжижению газа на шельфе Мозамбика, а также разработка глубоководных нефтяных месторождений, располагающихся на побережье Гайаны.
Печальный опыт
Реализация некоторых масштабных проектов продемонстрирует, извлекли ли компании Запада урок из ошибок, допущенных в прошлом. В период довольно высоких нефтяных котировок не соблюдались зачастую сметы проектов, и имел место перерасход финансовых средств. В настоящее время это совершенно недопустимо, констатировали аналитики Wood Mackenzie.
После обвала цен энергетических носителей компании с Запада заметно умерили амбиции, и они начали с осторожностью воспринимать проекты, которые требуют инвестиций, исчисляемых миллиардами. Суровые реалии вынудили их четко придерживаться бюджетных рамок с тем, чтобы исключать перерасход финансов.
В тот период, когда на рынке фиксировали весьма высокие цены на нефть – свыше 100 долларов за баррель (а продолжался этот период довольно долго) –многие энергетические компании приступали к реализации сложнейших масштабных проектов, целью которых было извлечение нефти и природного газа.
«Нефтяные компании обладают печальным опытом ненадлежащего управления проектами при нефтяных котировках на уровне 100 долларов за «бочку», когда затраты выходят из-под контроля», — говорится в обзоре аналитика Wood Mackenzie Ангуса Роджера.
При дорогих энергоносителях стартовала реализация сразу 15-ти крупных нефтегазовых проектов, бюджет которых оказался превышен на 80 миллиардов долларов. Это в значительной степени уменьшило доходы всех инвесторов. По причине перерасхода денег в процессе реализации проектов, которые были одобрены в 2008-2014 годах, возврат на вложенный капитал был сокращен до 12 процентов с ожидаемых 19-ти, когда принимали окончательное инвестиционное решение, заявили специалисты Wood Mackenzie.
В пример они приводят, в частности, проект Gorgon – крупный завод по выпуску СПГ, к строительству которого приступили на далеком острове Барроу, расположенном на западном побережье Австралии. В качестве оператора Gorgon выступил второй крупнейший нефтяник Соединенных Штатов – компания Chevron. Что касается стоимости данного проекта, то ее пересматривали неоднократно, и в конечном счете она вышла на сумму в 54 миллиарда долларов. В первоначальном бюджете фигурировала другая цифра – 37 миллиардов.
Финансовая дисциплина
Обрушение нефтяных котировок в конце 2014-го наряду с низким возвратом на инвестированный капитал вынудили нефтегазовые корпорации существенно ужесточить контроль над общими затратами. Крупные проекты в итоге отошли на задний план. Инвестиции направляли прежде всего в небольшие проекты, реализуемые «с нуля», либо же расширяли проекты текущие. Это не требовало много времени и огромных финансов.
Проекты, одобренные после 2014-го, завершали, как правило, досрочно, тогда как затраты были ниже, чем суммы из первоначальных бюджетов. Уменьшение объемов инвестиций в крупные проекты нефтегазовой отрасли повлекло за собой подорожание энергетических носителей – стоимость СПГ и цены нефти вышли на максимальные уровни с 2014 года.
Нефтегазовые корпорации Запада должны начать разработку крупных месторождений, однако, инвесторы опасаются, и, надо сказать, небезосновательно, что в процессе реализации ряда масштабных проектов вновь будут иметь место нарушения финансовой дисциплины с перерасходом денежных средств.
«Эффективность реализации малых проектов нефтяники повысили, однако, удастся ли им сделать это, когда речь будет идти о крупных проектах?» — задается резонным вопросом г-н Роджер.
Аналитики Wood Mackenzie констатировали, что те компании, которые способны соблюдать финансовую дисциплину и реализуют свои проекты соразмерно с ценами на энергетические носители, обладают по-настоящему огромным потенциалом повышения капитализации. Между тем, им нужно убедить инвесторов в том, что им удастся добиться высокой отдачи на вложенные капиталы.
Под подорожанием энергоносителей не следует понимать, что финансы будут течь бурными реками в любой нефтегазовый проект, как в период с 2010-го по 2014-й год. Нужно будет приводить доказательства того, что они обеспечат эффективность инвестиций в масштабные нефтегазовые проекты и смогут избежать перерасхода денежных средств.
Специалисты предупреждают: за этим грозит последовать острый недостаток инвестиций в разработку сырьевых месторождений и геологоразведку. В свою очередь все это поспособствует росту нефтяных котировок и цен на иные углеводороды.