Возникает большой вопрос правомерности задержания танкера «Механик Погодин». В этих условиях решение российских судовладельцев пока не ходить на Украину оправданно, заявил газете ВЗГЛЯД главный редактор интернет-издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко. Другие эксперты не исключают, что Украина теперь полностью утратит доступ в Азовское море.
По его словам, исходя из принятых на Украине законов и наложенных Киевом санкций задержание «Механика Погодина» в Херсоне было бы полностью правомочным, если бы не один нюанс.
«Владельцем танкера является «ВЭБ-Лизинг», компания, которая действительно подпала под украинские санкции, а значит, все ее суда, не обязательно ходившие в Крым, могут быть задержаны. Но оператором «Механика Погодина» является совсем другая компания из Нижнего Новгорода. То есть это совершенно стандартная ситуация, когда владелец сдает свои суда в лизинг и несет за них минимальную ответственность. Он просто получает с них ренту, вот и все», – продолжает Войтенко.
«Тут не перестраховка, они правильно делают, зачем лезть на рожон? – говорит он, напомнив, что российских моряков, которые плавают и в Крым, и на Украину уже не раз предупреждали, что они рискуют «вляпаться».
Кто победит в начатом поединке, Россия или Украина, он предсказать не берется. «Козыри есть у обеих двух стран, – продолжает эксперт. На стороне Украины международные юридические институты, зато Россия фактически владеет почти всем Азовским морем». Следовательно, на его взгляд, украинские порты Бердянск и Мариуполь могут серьезно пострадать, если Москва закроет для украинцев Керченский пролив. «По факту Украина рискует сейчас Бердянском и Мариуполем», – подытожил Войтенко.
В среду вечером некоторые российские судовладельцы приостановили грузовые перевозки на Украину в связи с задержанием в порту Херсона нефтетанкера под флагом России, сообщили источники в отрасли. Источники сообщают, что судовладельцы приостанавливают перевозки, даже не находясь под санкциями, из-за боязни потерять груз, сообщает Reuters. Позднее украинские СМИ сообщили, что российские военные закрыли для судоходства весь район Черного моря от мыса Тарханкут в Крыму до дельты Дуная.
Профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин не исключает, что Россия в ответ на арест своего танкера в Херсоне заблокирует украинские порты на Азовском море.
«Мы видим, что украинские власти, видимо, взяли новую тактику и пытаются представить эту ситуацию вне правового поля. Они не предъявляют никаких претензий, делают вид, что никакого задержания нет. Но по факту свобода судоходства нарушена, наше судно не может покинуть порт и это можно квалифицировать не иначе как арест», – сказал газете ВЗГЛЯД Лабин.
Согласно Конвенции по морскому праву ограничение прав передвижения со стороны государства-владельца порта рассматривается как нарушение, считает Лабин.
«Конвенция предусматривает урегулирование споров путем обращения в трибунал по морскому праву, - продолжает эксперт – Надо заметить, что большая часть дел, которая там рассматривается, как раз связана с арестом судов. Либо можно дипломатическим путем разрешить эту ситуацию, без обращения к арбитражно-судебным средствам, – ведь они не такие гибкие как дипломатические».
«Ну, и не следует забывать, что международное право предусматривает такие действия как зеркальный ответ», оговорился эксперт, хотя это не значит, естественно, что Россия может так же без предъявления претензий арестовывать украинские суда.
«Но экономически отреагировать Россия имеет право, тем более, что теперь Керченский пролив – это российские территориальные воды. Поэтому если там будет ограничено украинское судоходство, это будет ощутимо для Киева. Но это, конечно, крайнее средство. Проблему надо решать дипломатически и судебными мерами», – уверен эксперт. Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|