Отставка министра промышленности Белоруссии с направлением на провинциальный государственный завод с альтернативой в виде тюрьмы – не спонтанное решение Александра Лукашенко, а результат бесславной политики модернизации белорусских госпредприятий. Об этом пишет белорусское издание banki24.by, оценивая состояние белорусского промсектора.
«Предприятия накопили такую огромную кредитную нагрузку, что теперь это мешает провести девальвацию белорусского рубля. Последствия еще одного девальвеца государственный сектор может просто не пережить, - констатирует издание. - Яркий пример жесточайшей модернизации — бобруйская Белшина. Дела на шинном заводе дошли до того, что финансовое оздоровление предприятия курирует лично вице-премьер Владимир Семашко. Даже оптимистичные чиновники отмечают падение рентабельности продаж и высокую закредитованность Белшины».
В заключении аудиторов по отчетности крупного госпредприятия «Белшина» за 2017 год сказано, что есть значительные сомнения в способности предприятия продолжать свою деятельность. Его краткосрочные обязательства в конце 2017 года превышали краткосрочные активы на 146,4 млн BYN (около $70 млн). Для продолжения деятельности в 2018 году госпредприятию нужно либо брать новые кредиты, либо распродавать имущество.
«В рыночной экономике Белшина могла бы обанкротиться. В 2017 году Белшина стала самой убыточной публичной компаний страны — минус 274,2 млн BYN. В первой половине 2018 года финансовое положение Белшины осталось крайне сложным. Согласно отчету шинников, за 6 месяцев чистый убыток составил 33 млн BYN. На 1 июля краткосрочные обязательства превысили краткосрочные активы на 173,6 млн BYN. Краткосрочная долговая нагрузка на предприятие превысила 0,5 млрд BYN при непокрытом убытке в 209,6 млн BYN», - отмечает издание.
Похожая картина на другом проблемном госпредприятии – гомельском «Гомсельмаш», которое 10 августа посетил Александр Лукашенко. Он заявил, что не намерен продавать этот завод какому-либо иностранному инвестору. О желании иностранных инвесторов повесить себе на шею заботы о гомельском предприятии деловому изданию ничего не известно.
«После кризиса зимы 2014—2015 гг. власти неоднократно предоставляли Гомсельмашу многочисленные списания, отсрочки и рассрочки старых долгов. Несмотря на это, Гомсельмаш на пару с другим членом холдинга — ГЗЛиНом — находится в числе самых закредитованных предприятий страны. К 1 июля 2018 года непокрытый убыток Гомсельмаша достиг 259,8 млн BYN. На складах завода томилась готовая продукция на 204,1 млн BYN, краткосрочная дебиторка составляла 490,4 млн BYN. Первое полугодие Гомсельмаш завершил с чистым убытком в 26,3 млн BYN», - сказано в публикации.
«По сути, Белшина и Гомсельмаш, как и многие другие казенные предприятия, без господдержки существовать уже не могут. Вопрос лишь в том, на какое время хватит денег у бюджета и налогоплательщиков. Ибо российские партнеры белорусских властей вовсю точат ножи, чтобы воткнуть их в спину синеокой республики», - констатировало издание banki24.by.
Под «ножами» подразумеваются меры, о которых 10 августа проинформировало агентство «Рейтер»: Россия намерена заморозить финансовую помощь Белоруссии, что сделает проблематичным обслуживание госдолга, не говоря уж о его выплате. В частности, с октября Москва ограничит беспошлинные поставки нефтепродуктов и сжиженного газа.
До этого Москва и Минск заключили соглашения о беспошлинных поставках нефти и нефтепродуктов, по условиям которых пошлины (около $1,5 млрд) идут в белорусский бюджет. С 2017 по 2019 год Минску предоставлено право реэкспортировать по 6 млн тонн российской нефти без перечисления пошлин в российский бюджет. Российская нефть поставляется в Белоруссию со скидкой приметно на четверть от мировой цены.
В процессе интеграции дело дошло до возобновления известной по 2012 году схемы с «растворителями и разбавителями» - теперь их место заняли антидетонаторы и антиоксиданты, коих 5 месяцев из Белоруссии по накатанному прибалтийскому маршруту экспортировано в 3 раза больше.
Вместо того, чтобы поставлять выработанное из российской нефти топливо на российский рынок, только за январь—май 2018 года Белоруссия ввезла из России 1,8 млн тонн нефтепродуктов, что на 59% больше, чем в 2017 году. Топливо белорусского производства уходит в Евросоюз и на Украину. Вся добываемая в Белоруссии нефть в сыром виде экспортируется в Германию.
«Также россияне якобы заблокировали выделение двух последних траншей кредита ЕФСР на 400 млн USD и некого нового госкредита на сумму до 1 млрд USD. И если без денег от ЕФСР Беларусь в принципе может обойтись, то во втором случае под угрозой становятся планы погашения валютного госдолга в 3,9 млрд USD и наращивание ЗВР до 7,1 млрд USD, - напомнило издание. - Официальные прогнозы на 2019 год уже известны в общих чертах и наверняка были сверстаны с учетом финансовой поддержки из России. Скорее всего, правительство опять хочет расплатиться по старым кредитам деньгами самих россиян и за счет такой оптимизации расходов на госдолг поднять ЗВР».
Выступая 15 августа в Минске первый зампред Совмина Белоруссии Василий Матюшевский заявил, что переговоры по проблемам в нефтяной сфере ведут вице-премьеры Владимир Семашко (Белоруссия) и Дмитрий Козак (Россия). Он также выразил надежду руководства республики получить $1 млрд российского госкредита в 2019 году: эти средства планируется потратить на рефинансирование белорусского госдолга, обслужить который возможно только за счёт новых долгов.
Таким образом, перспективы белорусских госпредприятий вырисовались вполне ясно. Судя по сорванной запланированной на начало августа встрече Александра Лукашенко с Владимиром Путиным, Москва не горит желанием помогать Минску.