Судя по последним событиям, процесс отказа от доллара завершится быстрее, чем ожидали эксперты. Вот уже и Турция включилась в общую кампанию — Эрдоган, видя, как буквально на глазах обесценивается национальная валюта, объявил о том, что он найдет новых союзников. Полагаю, не только экономических, но даже военных.
И ведь найдет.
В сходном положении оказались практически все, кто так или иначе влияет на мировую конъюнктуру — Китай, ЕС, Россия, Иран. Теперь гораздо проще найти взаимопонимание и перейти в международных расчетах на национальные денежные единицы. Америка стала очень ненадежным торговым партнером.
Скажем, есть предположение, что одной из тем предстоящей встречи Владимира Путина и Ангелы Меркель станет переход на расчеты в евро. Вполне возможно. Во всяком случае, потребность обсудить такой революционный шаг явно назрела.
Однако мне видится еще одна опасность: юань. КНР хотела бы не просто ликвидировать гегемонию США, а заменить ее на свою. Поговаривают, могучий и крепко стоящий на ногах в КПК Си Цзиньпин намерен доказать, что социалистический путь развития предпочтительней капиталистического.
Не уверен, что китайский мир лучше привычного американского. Хотя, возможно, и не хуже.
Рано или поздно все равно придется садиться за стол переговоров и возвращать на рынок доброе старое золото как единственное мерило для всех валют. Но вряд ли удастся вернуть драгоценные металлы в мировые финансы бескровно — владельцы доллара, как и владельцы юаня, не станут добровольно отдавать свое геополитическое преимущество.
Но процесс, как говорится, пошел. Число противников доллара ширится, страны разрабатывают формы торговли без участия Bank of America. И у них пока получается.