В последние несколько месяцев, после введения санкций США в апреле и обещания американских сенаторов побольнее ударить по долларовой зависимости России, усилилось обсуждение перспектив отказа нашей страны от расчетов в долларах. Все чаще слышен термин «дедолларизация», то есть отказ от доллара в качестве мировой торговой валюты.
Безусловно, одним из основных экспортных товаров России, востребованных по всему миру, являются нефть и нефтепродукты. Ранее о необходимости отказаться от доллара говорил президент России Владимир Путин в увязке с вопросом о финансовом суверенитете страны. В то же время нефть, как и другие товары, оценивается и номинируется в долларах, поэтому дела обстоят непросто.
Однако в мировой практике уже появился прецедент – так называемый петроюань (от греч. πέτρος – скала, и производного английского petroleum – «каменное масло», нефть). Именно такое название получил первый в мире нефтяной фьючерс, номинированный в китайской национальной валюте. Более того, фьючерс этот уже стремительно набирает обороты, показывая рост на фоне новых торговых санкций США против Китая. Наиболее важным моментом недолларового нефтяного фьючерса является его независимость от американской валюты и политики Вашингтона, а также возможность торговать с тем же Ираном совершенно в обход американских санкций.
Россия же в перспективе может перейти на торговлю нефтью с основными партнерами в рублях. И хотя экономисты видят в этом много трудностей, российское правительство вслед за Владимиром Путиным все чаще заявляет о реальности перехода на рублевые расчеты или расчеты в других валютах.
Нефть потечет в обход доллара?
Новый повод говорить об отказе от доллара применительно к торговле нефтью дал Антон Силуанов. В интервью «России 1» первый вице-премьер заявил, что Москва рассматривает и такой вариант ответа на возможное отключение Вашингтоном российских госбанков от расчетов в долларах.
«Мы снизили до минимума и будем дальше сокращать наши вложения в американскую экономику, в американские ценные бумаги. Будем больше осуществлять расчеты не в американских долларах, а в национальной валюте, в других валютах, в том числе и в европейской валюте, и, по сути, эти ограничения выйдут боком для тех же самых американцев», – пообещал Силуанов.
Заявление министра не стало громом среди ясного неба – обсуждение отказа от долларов в расчетах ведется уже давно. В 2014 году США уже пытались давить на Россию, используя для этого долларовый нефтяной рычаг. С тех пор под его действие попали многие страны. Именно поэтому Китай, ведущий торговую «холодную войну» с США по пошлинам, решил запустить петроюань. Одновременно китайцы сокращают и без того небольшой объем торговли с Россией в рублях.
«Несмотря на то, что нефть, как правило, торгуется и контрактные расчеты осуществляются в расчетах исходя из долларовой оценки, мы можем даже фиксировать долларовый эквивалент, но получать за поставки нефти евро, получать другие свободно конвертируемые валюты, да и, в конце концов, национальную валюту. Не исключено, что до этого может дойти», – заявил Силуанов.
Основное в этом заявлении министра – не только указание на возможность перехода на расчеты без доллара, но и само понятие долларового эквивалента. Это понятие и его суть мы рассмотрим чуть ниже.
Аналогичную позицию ранее озвучивал и глава Минэнерго России Александр Новак. Он заявил, что Россия действительно рассматривает возможность ведения расчетов за нефть в национальных валютах, в том числе с Турцией и Ираном.
В чем же основной, не технический, а политический смысл? Не только экономисты, но и чиновники считают, что постепенный отказ от доллара станет новым шагом к «миру без Запада». Эта идея набирает популярность в развивающихся странах. Там все сильнее господствует точка зрения, что нефтедоллар – это не платежное средство, а эквивалент мировой стоимости нефти и эффективный инструмент США для давления на весь мир.
Для США значимость этого рычага сложно переоценить. Доллар США – основное платежное средство в мировой торговле. Международные операции в долларах искусственно надувают спрос на американскую валюту, поэтому она оценивается выше, чем на самом деле стоит. Как следствие, США могут импортировать товары по более низким ценам, что обеспечивает более высокий уровень жизни в стране, чем есть на самом деле.
Но главное – мировые долларовые торговые операции порождают колоссальные объемы долларов, которые фактически направляются на кредитование США по супернизким ставкам. Именно это дает Вашингтону возможность выдерживать огромные военные расходы и обслуживать многотриллионный госдолг.
В этой связи, как считают экономисты, России под силу постепенно переходить на расчеты без долларов. Однако этот процесс не может быть быстрым и простым, что во многом объясняется широкой географией поставок российской нефти.
Куда и в каком объеме Россия поставляла нефть в 2018 году
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), за период с января по май 2018 года экспорт из России нефти и нефтепродуктов составил 264,1 млн тонн на общую сумму в 92 млрд долларов. В структуре экспорта по странам на первом месте расположился Китай, куда было поставлено 40,5 млн тонн (17,1%) российской нефти на 15,7 млрд долларов. На втором месте Нидерланды – 36,7 млн тонн (16%) на сумму в 14,8 млрд долларов. Тройку лидеров замыкает Германия, куда было поставлено 16 млн тонн (6,9%) на 6,39 млрд долларов.
С четвертого по 20-е места расположились: Южная Корея (4,71 млрд долларов, 5,1%), Польша (4,18 млрд долларов, 4,5%), Япония (3,72 млрд долларов, 4%), Белоруссия (3,5 млрд долларов, 3,8%), Италия (3,41 млрд долларов, 3,7%), Турция (3,2 млрд долларов, 3,5%), Финляндия (2,66 млрд долларов, 2,9%), Мальта (2,07 млрд долларов, 2,2%), Англия (1,87 млрд долларов, 2%), Бельгия (1,7 млрд долларов, 1,8%), Украина (1,51 млрд долларов, 1,6%), Дания (1,39 млрд долларов, 1,5%), Швеция (1,15 млрд долларов, 1,3%), Латвия (1,14 млрд долларов, 1,2%), Франция (1,12 млрд долларов, 1,2%), Греция (1,11 млрд долларов, 1,2%), Литва (1,08 млрд долларов, 1,2%).
Таким образом, в переводе на российские рубли (по курсу ЦБ на 13 августа 2018 года) Россия получила 6,2 трлн рублей за экспорт в топ-20 стран-импортеров.
В контексте возможного отказа от доллара интерес, прежде всего, представляют страны СНГ. Совокупно с января по май 2018 года туда было поставлено 12,4 млн тонн нефти на 4,7 млрд долларов, или 317,6 млрд рублей. В авангарде отказа от долларовых расчетов при поставках нефти должны быть именно страны Содружества.
«Наша торговля строится на экспорте сырья, и навязывать расчеты в рублях будет достаточно сложно. Другой вопрос, про какие страны конкретно идет речь. Если это наше ближайшее окружение – непосредственно страны таможенного союза, страны СНГ, то, весьма вероятно, какой-то консенсус может быть найден для снижения доллара в расчетах. Но если мы говорим про наших основных контрагентов по поставкам, в первую очередь сырья, то, я думаю, нам будет очень сложно это сделать. Убедить будет практически невозможно», – заявил заместитель гендиректора ГК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков.
Вместе с тем управляющий директор Независимого национального рейтингового агентства Павел Самиев уверен, что Россия может быть инициатором таких мер, однако ответ контрагентов может быть и отрицательным, так как они вынуждены просчитывать риски в условиях, когда мировым эквивалентом, по которому определяется стоимость нефти, является все же доллар.
«Но наши контрагенты за рубежом должны тоже как-то оценивать свои риски и свои предпочтения, и, безусловно, не все они готовы переходить на расчеты в других валютах, в том числе в рублях», – считает он.
Золотое будущее нефти
Как ранее уже говорили эксперты, власть доллара над нефтью объясняется тем, что американская валюта является не столько платежным средством, столько инструментом котирования нефтяных взаиморасчетов. Они отмечали, что защитным активом для России в этом случае может выступить золото.
Проблема состоит в том, что даже если две страны переходят на расчеты в альтернативной валюте, то, опираясь на мировые цены, номинированные в долларах, они вынуждены будут все равно котировать курс используемой валюты и определять стоимость нефти в USD. При этом не обязательно должен происходить процесс конвертации в доллары валюты, используемой при расчетах. Ориентация порядка цен все равно будет на доллар.
Таким образом, пресловутый «американец» остается мировым эквивалентом и базовой мерой стоимости нефти, а это значит, что через курс доллара к корзине основных валют США сохранят власть над операциями.
Эксперты полагают, что для отказа от долларовой системы России нужно продавать нефть за золото или рубли, привязанные к золоту («аурубли», от латинского aurum — золото), а не к американской валюте. Это поможет избежать ситуации, при которой за товар, оцененный в долларах, платится валютой, которая тоже предварительно оценена в долларах, ибо таким образом США, управляя индексом доллара, все равно сохраняют свою власть.
Таким образом, отказ от долларов при торговле не только нефтью, но и другими товарами выглядит вполне реальным. Более того, начинать ломать старую долларовую систему нужно с переориентации на оценку в других эквивалентах. По мнению экономистов, если Россия перейдет на иную эквивалентную обеспеченность своей торговли, то это может вызвать цепную реакцию и создать полноценную альтернативу доллару. Однако вряд ли можно ждать, что это произойдет быстро. Отказ от доллара выгоден далеко не всем.