Российский рынок предоставляет множество недооцененных и часто упускаемых из вида инвестиционных возможностей, и те, кто сегодня сможет посмотреть сквозь пальцы на санкции, окажутся в наиболее выгодном положении, когда эти возможности получат более широкое признание. Использование потенциала России требует некоторого понимания этой огромной страны, самой большой на планете, с населением 143 миллиона человек. Россия простирается на 11 часовых поясах, а по площади сухопутной территории она почти вдвое больше Соединенных Штатов.
Первое препятствие, с которым мы сталкиваемся – проблема, к какой категории отнести российскую экономику. В ней есть некоторые черты развивающегося рынка, такие как относительно невысокий уровень развития и традиционная зависимость от экспорта сырьевых товаров. С другой стороны, по демографической обстановке, учитывая стареющее население и относительно низкий уровень рождаемости, Россия имеет больше общего с развитыми рынками.
Впрочем, в этом она Россия отнюдь не уникальна – весь регион Центральной и Восточной Европы демонстрирует схожие характеристики, что требует создания инвестиционных фондов, адаптированных к особенностям таких экономик. По нашему мнению, лучше всего определить Россию как крупный развивающийся рынок.
Чтобы заглянуть за рамки существующих санкций, сначала необходимо иметь представление об их влиянии на российскую экономику. В некотором смысле, они были введены едва ли не в наихудший для России момент, совпав по времени с обвалом глобального рынка нефти, хотя с тех пор цены на нефть немного восстановились.
Однако, совокупное воздействие этих факторов часто существенно завышается, а независимые эксперты редко оценивают общий убыток более чем в 2-3 процента валового внутреннего продукта (ВВП).
Снятие санкций покажет нам, как изменилась структура российской экономики под воздействием международного эмбарго, наложенного на отдельных лиц, компании и определенные категории товаров и услуг. Опыт показывает, что страны, подвергающиеся экономическим санкциям, часто проявляют изобретательность с точки зрения импортозамещения. Например, Южная Африка отреагировала на санкции настолько успешно, что к 1990 году бензин в Дурбане стоил дешевле, чем в Лондоне.
В случае с Россией санкции включают контроль над экспортом оборудования для нефтяной промышленности и ограничения на выпуск и продажу определенных облигаций и акций, связанных с российскими компаниями. Все эти меры обусловили очевидную целесообразность импортозамещения.
То же касается и эмбарго на оружие и связанные с ним товары, которое во многом определяет развитие российской экономики в период санкций. Речь идет о стремительном росте военно-промышленного комплекса под патронажем государства. После снятия санкций экономика должна, при прочих равных условиях, получить импульс от снижения риска инвестиций и связанной с ним низкой стоимости капитала в сочетании с возросшими возможностями для глобальной торговли в связи с устранением эмбарго. При этом экспорт получит большие преимущества от девальвации рубля.
Впрочем, маловероятно, что все это перевесит дополнительный ущерб, причиненный санкциями.
Кроме того, инвесторам не стоит исходить из того, что классическая схема инвестиций в развивающиеся экономики, а именно создание компаний, сфокусированных на удовлетворении потребностей растущего среднего класса, применима для России. Средний класс не появляется из ниоткуда, он является результатом экономического роста, а в России темпы роста в последнее время заметно замедлились. Международный валютный фонд (МВФ) в нынешнем году прогнозирует этот показатель на уровне 1,7 процента, а в следующем – 1,5 процента, «под влиянием структурных проблем и эффекта санкций, тормозящих инвестиции», как сказано докладе о перспективах мировой экономики, опубликованном в апреле 2018 года.
Для того, чтобы вернуть России «надлежащую форму» в постсанкционную эпоху, необходимы реформы, стимулирующие экономический рост, о которых в прошлом году говорили эксперты МВФ. Эти реформы должны быть направлены на повышение гарантий прав собственности, улучшение корпоративного управления, увеличение инвестиций в инфраструктуру и заключение соглашений о свободной торговле с новыми странами и регионами.
Что касается диверсификации экспортной базы, на сегодняшний день в основном ограниченной нефтью, газом и другими полезными ископаемыми, она в течение многих лет провозглашалась как один из важнейших приоритетов, но на самом деле в этом направлении сделано не так уж много. Реальные сдвиги в этой области потребуют от правительства финансовых и других стимулов для привлечения глобальных компаний на российский рынок.
Разумеется, все эти проблемы взаимосвязаны. Диверсификация экспорта и смещение его центра тяжести от сырьевых товаров к потребительским потребует иностранных инвестиций для доведения качества последних до высоких стандартов, ожидаемых на развитых рынках. Высококвалифицированная российская рабочая сила является ключом к успеху компаний, продукция которых поможет диверсифицировать экспорт страны.
Такая диверсификация экспорта должна привести к росту ВВП, что в свою очередь будет способствовать увеличению численности среднего класса России, а рост среднего класса будет создавать дополнительные возможности для выгодного инвестирования. Таким образом, может возникнуть феномен, известный как «благотворный цикл», который принесет преимущества как самим россиянам, так и иностранным инвесторам. Однако, прежде всего, должна быть устранена проблема, затмевающая все остальные – экономические санкции.
Чтобы использовать преимущества, которые дает постсанкционная ситуация в экономике, потребуется международная рекламная кампания для привлечения внимания инвесторов. Во многих странах это давно стало обычным явлением, чего пока нельзя сказать о России, где власти не уделяют этому достаточно внимания. Такая кампания будет подчеркивать привлекательность для инвесторов страны, обладающей высокообразованной рабочей силой и в высшей степени конкурентоспособным уровнем заработной платы.