Одна за другой приходят печальные для Киева новости. Сразу несколько торговых споров с Россией закончились решением не в пользу Украины. Неожиданно для самой Украины. Причем в одном случае Москву поддержал сам Дональд Трамп.
Еще 20 июля 2018 года арбитраж Всемирной торговой организации удовлетворил требования Москвы по иску относительно пошлин на импортируемый из России нитрат аммония. В 2014 году Украина ввела антидемпинговые пошлины на ввоз химиката сроком на пять лет. В результате чего, в 2015 году российская сторона направила иск в Арбитраж ВТО. Главной претензией Москвы было то, что эти меры были приняты с использованием энергокорректировок, что не соответствует правилам ВТО.
Как пояснял постпред РФ при ВТО Геннадий Овечко, Киев не учел внутрироссийские цены на газ при производстве нитрата аммония. Эксперты ВТО пришли к выводу, что на Украине должны были учесть этот фактор.
Еще один спор касался украинской железнодорожной продукции. В 2014 году российские сертификационные органы приостановили действия сертификатов соответствия украинских предприятий и прекратили выдачу новых сертификатов. Меры коснулись локомотивов, железнодорожных вагонов, стрелочных переводов и некоторых других товаров для железной дороги, выпускаемых Крюковский вагоностроительным заводом, Днепропетровским стрелочным заводом и ОАО «Азовобщемаш».
В результате ограничений экспорт украинской железнодорожной продукции в Россию с 2012 по 2016 год сократился в 27 раз - с 2,6 млрд. долларов до 95 млн. долларов.
Однако и здесь украинскую строну ожидал провал. В ходе заседания экспертная панель ВТО отклонила ключевые требования и аргументы Украины. Из 17 предъявленных оснований, по которым был инициирован спор в 2015 году, 12 аргументов признаны неправомерными и не соответствующими нормам ВТО.
Но еще неожиданней оказалась реакция ВТО по вопросу транзита. Напомним, что в 2016 году Москва ввела ограничения на транзит грузов через территорию России в третьи страны. В Киеве также решили обжаловать эти меры, как нарушающие принципы свободной торговли. Однако украинские эксперты вновь недооценили всю многогранность этих коварных принципов. В итоге ВТО встал на сторону Москвы и в этом вопросе. Организация не имеет права рассматривать претензии Украины в отношении транзитных ограничений по той причине, что российская сторона руководствуется статьей 21 Генерального соглашения о тарифах и торговле, которая позволяет членам ВТО вводить ограничения из соображений национальной безопасности.
Любопытнее всего то, что администрация Дональда Трампа встала на сторону России в этом вопросе. Такая позиция «отцов» мировой свободной торговли шокировала Киев. Казалось бы, учитывая политизированность такой структуры, как ВТО, Россия должна быть наказана принципиально. И уже если не структурами ВТО, то голосом Вашингтона.
Как же так получилось, что Запад встал на сторону России, впавшую в немилость глобальных элит и окутанную бесконечными санкциями?
На самом деле все просто. Над Украиной схлопывается ловушка, в которую страну завела украинская бюрократия. Объявляя Россию врагом номер один и отрекаясь от правил торговли в рамках СНГ, следовало предполагать, что многие формальности российско-украинских отношений, вроде сертификации той же вагонной продукции, превратятся в грозное экономическое орудие, если начнут строго исполнятся.
Ведь стоить понимать, что между нашими странами в постсоветское время сложилась весьма специфическая модель отношений. В сфере тех же вагонов главным аргументом была не бумажка, а тот факт, что эти заводы советские и хорошо знакомы российским партнерам.
Но даже на халтуру украинских вагоностроителей порой закрывались глаза.
Ведь, это были типичные капиталистические отношения в духе: вы нам авиадвигатели, а мы ваш сыр пустим на рынок и вагонную рухлядь в нагрузку возьмем. Вы наш флот не гоните из Севастополя, а мы вам скидку на газ предоставим, и так далее. Словом, обо всем можно было договориться.
Но все меняется, когда Киев рушит эту, пусть и не лучшую модель отношений, не оставляя никакого пространства для маневра: объявляет Москву агрессором, чинит провокации с диверсантами в Крыму, арестовывает российское имущество, отказывается от погашения евробондов, забрасывает европейские суды газовыми претензиями и так далее. В ответ на это Москва, конечно же, начинает требовать бумажки, сертификаты и строгие обоснования различных торговых мер. Но так как в Москве всего лишь вспомнили о забытых по дружбе юридических формальностях, Украина получает не только убытки, но и унизительные решения ВТО в пользу «агрессора» - ведь все соответствует нормам.
Однако это еще не все. Помимо ВТО возник еще один странный феномен: открытая поддержка Дональда Трампа позиции России по вопросу транзита. Это можно объяснить только крестовым походом американского президента против свободной торговли. В частности, Трамп неоднократно критиковал ВТО и призывал США выйти из нее. То есть удар Трампа по Украине, в действительности, это удар по ВТО. Украина же просто не вовремя ввязалась в торговые споры. Понятные мотивы Украины, рассчитывающей на политические решения по своим жалобам, разбиваются о скалы в шторме торговых войн Трампа.
Конечно, всего этого можно было избежать, если бы новая киевская элита не носилась как ошпаренная с первых дней – то отправляя танки на подавление антимайданных настроений, то объявляя торговую войну ключевому партнеру, чтобы затем клепать некачественные иски во все инстанции, рассчитывая, что на Западе закроют глаза на формальную часть и судить будут эмоциями. Но западную дисциплину не проймешь никакими чувствами, и, поэтому, все что предлагается Киеву – заполнить заявление повторно, проверив на ошибки. При этом подсчитывая убытки от разрыва торговых отношений с Россией и не забывая отслеживать в твиттере Дональда Трампа его настроение: вдруг у него случится очередной приступ протекционизма.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 808
Рейтинг поста: