Как все изменилось за четыре года. В 2014-м, когда в отношении «Новатэка» были введены санкции, чрезвычайно амбициозный план российской газовой компании, который предусматривал строительство завода по производству сжиженного природного газа далеко за Полярным кругом, превратился в проект, к которому никто не хотел иметь отношения.
А сегодня крупнейшие мировые энергетические компании сражаются друг с другом за право купить долю в очередном арктическом предприятии «Новатэка». Вероятно, ни одна другая бизнес-инициатива не иллюстрирует устойчивость России к международным санкциям лучше, чем «Ямал СПГ», новаторский проект, спасенный китайским финансированием, который уложился в график и бюджет, опираясь на отечественные технологии – и теперь привлекает дополнительные иностранные инвестиции.
После официального открытия «Ямала СПГ» в прошлом декабре, первый груз сжиженного природного газа, отправленный по Северному морскому пути, прибыл в китайский порт Жудун всего через 19 дней плавания, на 16 дней быстрее, чем через Суэцкий канал.
Однако, перспективы проекта в какой-то момент выглядели мрачными. В течение 2014 и 2015 годов «Новатэку» так и не удалось привлечь финансирование для проекта, поскольку американские и европейские банки отпугивали санкции, введенные против компании. Главный финансовый директор Марк Гетвей, гражданин США, был вынужден участвовать во всех финансовых переговорах. Руководство компании признает, что тогда велись разговоры о закрытии предприятия.
А затем в апреле 2016 года на помощь пришел кредит на 12 миллиардов долларов от китайских государственных банков, третий по объему в российской экономике. И менее чем через полтора года СПГ уже закачивался в танкеры.
В результате, сегодня никаких подобных проблем не возникает у «Арктик СПГ-2», второго, несколько более крупного проекта «Новатэка», который будет реализован недалеко от «Ямал СПГ» на соседнем Гыданском полуострове. В то время как четыре года назад компания оказалась на грани краха из-за отсутствия заемных средств, сегодня у «Новатэка» есть выбор, чьи деньги предпочесть.
«Ямал СПГ» — выдающийся проект в мире СПГ, сопровождался задержками по времени и перерасходом сметы, – сказал на прошлой неделе инвесторам Гетвей. – Очевидно, успех обеспечивает признание, и, как СМИ, так и нефтегазовая индустрия приняли это во внимание… Это особенно важно, поскольку сегодня мы выбираем потенциальных партнеров для «Арктик СПГ-2».
Французская энергетическая компания Total в июне согласилась купить 10-процентную долю в новой инициативе. «Новатэк» хочет сохранить за собой контрольный пакет акций, а Total может приобрести еще 20 процентов, а это значит, что для инвесторов остается еще около 30 процентов проекта.
«Новатэк» подписал меморандум о взаимопонимании с южнокорейской компанией KOGAS, в котором выражается «взаимная заинтересованность в участии KOGAS в проекте «Арктик СПГ-2». Кроме того, продолжаются переговоры с крупнейшей в мире нефтяной компанией Aramco из Саудовской Аравии, китайской Национальной нефтяной компанией и японской Marubeni Corporation об участии в проекте.
«Проект «Арктик СПГ-2» привлек большой интерес со стороны потенциальных партнеров, которые пока активно работают с информацией, проводя финансово-юридическую экспертизу своего участия», – сказал Марк Гетвей, добавив, что окончательные решения могут быть приняты к середине 2019 года.
Разница между нынешним развитием событий и опытом «Ямал СПГ» разительная – Гетвей полагает, что когда все партнеры осуществят свои инвестиции, все финансовые потребности проекта будут обеспечены.
Глобальные депозитарные расписки компании «Новатэк», торгующиеся на Лондонской фондовой бирже, подорожали на 37 процентов с момента запуска завода «Ямал СПГ» в декабре прошлого года. Лишь один из 18 аналитиков, освещающих фондовый рынок, рекомендует игрокам продавать эти бумаги.
Основной потенциальной проблемой остается страх повторения событий 2014 года. С точки зрения всех крупных российских компаний, по-прежнему сохраняется неопределенность относительно намерений США нанести ущерб корпоративному сектору страны.
Апрельское решение Министерства финансов США об изоляции семи российских олигархов и 12 компаний от глобальных финансовых и торговых рынков показало, что Вашингтон продолжает наступление, и ни одна из крупных российских компаний не находится в полной безопасности.
Однако, с тех пор были сделаны шаги по облегчению и отсрочке этих мер, которые защитили пострадавшие компании, и это указывает на то, что подход США является в лучшем случае запутанным.
Президент Дональд Трамп призвал к улучшению экономических отношений с Россией, в то время как некоторые члены Конгресса разработали новые санкции, которые могут еще больше ограничить развитие бизнеса в стране.
«Если улягутся опасения, что США пойдут на эскалацию санкций в отношении российских нефтегазовых гигантов, «Новатэк» оставит позади большинство конкурентов», – сказал аналитик компании «Брокеркредитсервис» Луис Саенц.
Однако, выживание компании в 2014 году и последующий успех, вероятно, заставили Министерство финансов США задуматься о воздействии и эффективности своих санкций. Мало того, что «Ямал СПГ» сумел выстоять и продолжить работу, несмотря на все американские препятствия, он также не затаил обиду: один из первых танкеров с СПГ был отправлен для устранения дефицита топлива в замерзающий Бостон.