В годы холодной войны мир был разделен на два блока: Восток и Запад. США и Советский Союз конкурировали за влияние на мировых рынках. Сейчас нечто подобное, только гораздо более продуктивное, происходит в области бизнес-образования.
Хотя российским бизнес-школам очень далеко до того, чтобы на равных конкурировать с элитными заведениями США, они начинают международную экспансию. И это, по словам директора отделения развивающихся рынков в Ассоциации MBA Джорджа Илиева, означает решительный шаг в направлении Китая и Востока в целом.
«В настоящее время Россия все больше сосредотачивается на Китае и постсоветском пространстве, – объясняет Джордж. – Я вижу растущее сотрудничество между школами в этих странах и школами в Москве и Санкт-Петербурге. Теперь почти у каждой школы есть какое-то партнерство в Китае – в Гонконге, Пекине или Шанхае, и это в ущерб США».
Российские бизнес-школы налаживают партнерские отношения с различными образовательными учреждениями по всему миру в своем стремлении к глобальной инстанции. Для этого имеет смысл ориентироваться прежде всего на страны, с которыми у России имеются общие исторические или культурные корни.
Из тысяч иностранных студентов, которые приехали изучать экономику и менеджмент в Россию в 2015 году, 60 процентов были из бывших советских республик, состоящих в Содружестве Независимых Государств (СНГ), 24 процента приходилось на Азию, и лишь 3 процента – на страны Западной Европы.
Высшая школа экономики и менеджмента в Уральском федеральном университете находится на границе Азии и Европы. Там около 12 процентов из 4 тысяч студентов являются иностранцами, причем большинство из них приехали из стран СНГ и Китая.
Одной из причин, по которым российские бизнес-школы ориентируются в восточном направлении, является чистая логистика. «Гораздо дешевле и проще провести учебную поездку для вашего курса из 50 студентов MBA, взяв их в Пекин или Шанхай, по сравнению с Нью-Йорком», – поясняет Джордж.
Однако, учиться в бизнес-школе в России не всегда одно и то же, что учиться на Западе. «Грань между экономикой и бизнес-дисциплинами очень размыта, – говорит Джордж. – Часто студенты MBA на Востоке полагают, что делают степень по экономике».
Российские бизнес школы действительно имеют партнерские связи и даже участвуют в совместных программах MBA со школами Западной Европы, особенно Франции и Германии, но Америка, по мнению Джорджа, остается недостижимой.
«В США, если вы скажете: Я представляю российскую школу, и мы хотим организовать с вами программу «двойной степени» (программа, по которой студенты осваивают требования двух университетов на получение диплома одинаковой степени в каждом из них, прим. mixednews), даже бизнес-школы, не входящие в топ-50, не будут заинтересованы в этом, в то время как китайские университеты с удовольствием откликнутся.
Российская Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербургском университете может похвастаться шестью международными академическими партнерами из Китая, включая Городской университет CUHK, и HKUST из Гонконга, а также четырьмя партнерами из США и тремя из Великобритании. Партнерами бизнес-школы при Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова являются школа менеджмента Гуанхуа при Пекинском университете и несколько школ в Японии и Южной Корее.
Исторические связи способствуют появлению новых инициатив. В ноябре 2017 года Московская школа менеджмента «Сколково» объявила о своем партнерстве с HKUST Business School и о намерении осуществлять совместную программу EMBA, которая будет сосредоточена на бизнесе в рамках китайской инициативы «Один пояс, один Путь», масштабного проекта по развитию инфраструктуры вдоль маршрута древнего Великого Шелкового Пути. «Сколково» имеет также весьма успешное партнерство с китайским университетом в Шэньчжэне.
Сергей Мясоедов, проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) и декан Института бизнеса и делового администрирования (IBS-Moscow), где учатся 2 тысячи студентов и аспирантов, говорит, что китайский рынок нельзя игнорировать. Около 100 студентов института в настоящее время участвуют в программах обмена и учатся в различных университетах Китая.
Каждый семестр Сергеев встречается с выпускниками и ведущими российскими бизнесменами, чтобы обсудить дальнейшие направления развития школы. «Мы усвоили сигнал о том, что мир смещается в Китай. Если вы хотите сегодня сохранить свой рынок и свою клиентуру, вы должны пробить себе путь в Китай».
Институт IBS-Moscow в настоящее время ведет «интенсивные переговоры» с несколькими бизнес-школами в Китае, включая Шанхайскую школу экономики и менеджмента Антаи при университете Цзяо Тун, для расширения своего списка программ обмена. «Я надеюсь, что в ближайшие годы мы создадим совместную программу MBA», – заключает Сергей Мясоедов.