Москва, 24 июля - "Вести.Экономика". Несмотря на сохраняющуюся информационную напряженность, нефтяные цены, после периода повышенной волатильности, получают возможность для небольшого роста, допустили аналитики. И также отметили неплохие перспективы ОПЕК+ при сохранении лидерства Саудовской Аравии и России.
Двойная вершина
На фоне отмеченной экспертами повышенной информационной напряженности нефтяные цены на минувшей неделе ощутимо колебались, то снижаясь к отметке $71,5 за баррель, то превышая планку $73. В понедельник к 15:25 мск фьючерсы на нефть Brent фиксировались на уровне $74,637 за баррель.
И в ближайшие дни, не исключил старший аналитик банка "Уралсиб" Алексей Кокин, Brent способна еще немного подрасти, продолжив колебаться в коридоре $73-75 за баррель. Еще более широкий диапазон в $70-76,5 за баррель заложил директор аналитического департамента "Golden Hills - КапиталЪ АМ" Михаил Крылов, в частности сославшись на риски дальнейшей эскалации "торговой войны" между США и Китаем, а также обострения ситуации вокруг Ирана.
Тогда как ведущий аналитик ИФ "Олма" Антон Старцев отметил, что с позиции технического анализа далее вероятным выглядит вариант краткосрочной консолидации в области выше $72 за баррель. Причем риски пробоя вниз уровня локального минимума (вблизи $72,1 по фьючерсам на нефть Brent, зафиксированного примерно месяц назад) остаются в силе. И если сценарий пробоя будет реализован, на недельном графике цены нефти Brent завершится формирование фигуры "двойная вершина", служащей сигналом к заметной коррекции вниз, уточнил Старцев.
Любопытно, что и из данных американской статистики на прошлой неделе, похоже, тоже вырисовывалась сходная фигура. Так, по информации Управления энергетической информации Минэнерго США (EIA), за неделю, завершившуюся 14 июля, запасы сырой нефти в стране выросли на 5,836 млн баррелей. Хотя аналитики ожидали их сокращения на 3,622 млн. И также неожиданно снизились запасы бензина на 3,165 млн баррелей и дистиллятов - на 0,371 млн баррелей. Напомним, что на предыдущей неделе коммерческие запасы сырой нефти в США, напротив, упали на 12,6 млн баррелей, а еще неделей ранее повысились на 1,2 млн баррелей до 417,9 млн.
Кроме того, EIA сообщило, что за указанный период добыча сырой нефти в Штатах выросла до нового максимума 11,0 млн баррелей в сутки с продержавшегося несколько недель уровня 10,9 млн. Правда, нефтегазовая сервисная компания Baker Hughes известила в пятницу о снижении числа нефтяных буровых установок за прошедшую неделю на 5 единиц. Изменение уровня запасов в Соединенных Штатах от недели к неделе, указал Михаил Крылов, скорее обусловлено показателем переработки, чем добычи. Развитие предиктивной аналитики спроса и продаж бензина сглаживает цикл жизни НПЗ и повышает изменчивость сырьевой статистики. Сохранение же добычи в стране на одном уровне связано с совершенствованием и упрощением технологии консервации-расконсервации, определил аналитик.
Тогда как Алексей Кокин полагает, что волатильность запасов выросла вместе с увеличением еженедельных объемов экспорта нефти. Если не считать ошибок и неучтенных объемов, рост запасов нефти за неделю подразумевает разность между объемом добычи и импорта и объемом экспорта и переработки нефти. Добыча и переработка в последнее время меняются от недели к неделе не так значительно, как импорт и экспорт. Рост объемов экспорта в 2017-2018 гг. был весьма заметным: согласно еженедельным данным EIA в 2016 г. экспортировалось около 0,5 млн баррелей в сутки, а в с начала этого года – уже 1,8 млн. "По моим подсчетам, в 2017 г. импорт нефти рос или падал на 1 млн баррелей в сутки или более по итогам только четырех недель, а чистый импорт (импорт минус экспорт) – по итогам уже девяти недель. В 2016 г. число таких недель составило пять и семь, в 2015 г. – одна и две, а в 2011-2014 гг. эти показатели совпадали", - рассказал эксперт.
Двуглавая высота
Для примера, добавил он, на неделе с 29 июня по 6 июля импорт нефти упал на 1,6 млн баррелей в сутки, а на следующей неделе снова вырос на 1,6 млн. Однако за неделю 7-13 июля на 0,6 млн баррелей в сутки упал экспорт нефти, и в результате чистый импорт вырос на 2,2 млн. Это самый большой за всю историю статистики недельный прирост чистого импорта. Он объясняет скачок более чем на 80% от падения запасов нефти на 13 млн баррелей в сутки к их росту на 6 млн, конкретизировал старший аналитик банка "Уралсиб".
Одной из возможных причин волатильности экспорта он назвал использование небольшого числа портов, в основном в Мексиканском заливе, и супертанкеров класса VLCC, которые могут загружаться только в одном порту (LOOP в Луизиане). И также счел основной проблемой, стоящей перед добывающими компаниями в Пермском бассейне, отставание трубопроводных мощностей от добычных (по прогнозам МЭА, эта проблема будет разрешена к концу 2019 г.). Причем иллюзия стабильности добычи в сочетании с неожиданными ее прыжками в значительной мере обусловлена тем, что с июня 2018 г. EIA округляет свои оценки добычи в 48 штатах США до 100 тыс. баррелей в сутки. И, судя по оценкам и прогнозам эффективности бурения EIA, замедления прироста сланцевой добычи не ожидается, по крайней мере до сентября.
Хотя в действительности, как заметил гендиректор компании "ИнфоТЭК-терминал" и ведущий эксперт Союза нефтепромышленников Рустам Танкаев, после предыдущего провала та же сланцевая нефтедобыча в США пока не смогла восстановиться. Ранее из сланцевого сектора уволили 50 тыс. человек, а на сегодня сумели набрать лишь 7 тыс. Причем существенно увеличить их число невозможно, также и потому, что сейчас американская экономика на подъеме и люди, занятые в других отраслях, не хотят идти в сланцевую нефтедобычу, в которую уже не верят. При этом в целом, потребляя вдвое больше нефти, нежели добывая, США находятся на 3-4 местах по уровню добычи в мире, напомнил Танкаев.
Примечательно, что по поводу лидирующего на рынке ОПЕК+ у экспертов сегодня меньше расхождений. При том, что у ОПЕК+, по определению Алексея Кокина, сохраняются неплохие перспективы, если Саудовская Аравия и Россия будут по-прежнему играть здесь главную роль.
Комментируя же последнее решение о повышении добычи в рамках сделки ОПЕК+, Антон Старцев оговорил, что оно, по сути, подразумевает возвращение к первоначальным договоренностям, поскольку на текущий момент страны-участницы перевыполняют предусмотренные ограничения по добыче. Вместе с тем, это предполагает фактическое увеличение поставок нефти странами ОПЕК+ в течение ближайших месяцев, что оказывает давление на нефтяные фьючерсы. Так, фьючерсы на Brent c начала июля понизились более чем на 8%.
Но можно предположить, что по мере возврата ОПЕК+ к объемам поставок, соответствующим первоначальным условиям сделки, фактор предложения будет иметь все меньшее влияние на ценовую динамику в сравнении с фактором спроса. Причем последний в ближайшие один-два квартала может испытать определенное негативное влияние со стороны снижения экономической активности из-за "торговых войн", а также в связи с изменением условий кредитования из-за ужесточения денежной политики ФРС США (консенсус-прогнозом предусматриваются еще два повышения базовой процентной ставки ФРС в текущем году), пояснил ведущий аналитик ИФ ”Олма“.
Удвоенное возвышение
Между тем, по итогам состоявшегося в минувшие выходные в Буэнос-Айресе заседания министров финансов и глав центральных банков G20 было объявлено, что основными краткосрочными и среднесрочными рисками мировой экономики представляется растущая финансовая уязвимость, рост напряженности в торговле и геополитике, а также неравенство и слабый структурный рост, при том, что накануне президент США Дональд Трамп пригрозил в случае необходимости ввести пошлины на весь китайский импорт масштабом примерно $500 млрд.
Впрочем, есть основания полагать, в свою очередь счел необходимым отметить Михаил Крылов, что США экономически открыты для усиления влияния КНР и политически также не против участия в своей представительной системе и в советах директоров компаний представителей диаспоры. Причем для Вашингтона важен и госбюджет, и сбыт в Китае, резюмировал директор аналитического департамента "Golden Hills - КапиталЪ АМ".
Также, несмотря на ужесточившуюся политическую риторику, экономические аналитики пока не склонны излишне драматизировать и ситуацию, связанную с выходом США из иранской ядерной сделки в начале мая.
Как предположил, например, Антон Старцев, факт объявления новых санкций США в отношении Ирана, очевидно, уже полностью учтен в нефтяных котировках, в то время как влияние санкций на мировой баланс торговли энергоносителями пока затруднительно оценить. Во-первых, Иран сможет направить часть нефти, подпадающей под действие санкций, азиатским потребителям (которые, правда, могут потребовать скидок по цене). Во-вторых, снижение поставок из Ирана из-за санкций может быть компенсировано ростом добычи в других странах ОПЕК, заключил эксперт.
Согласившись с тем, что санкции по Ирану уже учтены в ценах, Алексей Кокин также допустил, что либеральная политика исключений из правил может уменьшить иранскую премию. По его мнению, особый статус будет даваться некоторым импортерам только в том случае, если арабские страны Ближнего Востока не смогут нарастить добычу для компенсации выпадающих иранских объемов. О том, что Вашингтон в некоторых случаях может сделать исключения для стран, которые не успеют отказаться от иранской нефти до вступления в силу американских санкций, заявил на прошлой неделе министр финансов США Стивена Мнучин. Тогда как госсекретарь США Майк Помпео сообщил в воскресенье, что цель Вашингтона в последние несколько недель заключается в том, "чтобы работать со странами-импортерами иранской нефти и снизить этот импорт до нуля, насколько это возможно, до 4 ноября".
Хозяин Белого дома тоже подбавил накануне огонька в общий информационный контекст, пообещав в Twitter последствия, с которыми в Иране никогда не сталкивались за всю историю, если там не перестанут грозить США. При этом президента Ирана Хасана Рухани ранее предостерег Вашингтон от войны с Исламской Республикой и призвал "не играть с огнем".
Наталья Приходко Подробнее: https://www.vestifinance.ru/articles/104360
Рейтинг публикации:
|