Летний отпуск тысяч, а то и десятков тысяч украинцев может оказаться безнадежно испорченным.
Как уже писала "Страна", из-за проблем с чартерными перевозками, которые возникли у некоторых авиакомпаний, – в частности, "Браво" и YanAir, – в аэропортах Киева, Туниса, Батуми оказались заблокированными больше тысячи наших граждан.
– И это только начало, – предупреждает директор компании Friendly Avia Support (мониторинг авиарынков Европы и Украины) Александр Ланецкий.
"Путевки и перелеты проданы на несколько месяцев вперед.Чтобы ликвидировать возникший сбой в расписаниях, нужно как минимум три-четыре дополнительных самолета, а их нет, и, по всей видимости, не будет. Это значит, что ситуация будет только обостряться", – пояснил он "Стране". Причем в список проблемных рискуют попасть и другие авиакомпании.
Эксперты предупреждают: на украинском рынке авиаперевозок стремительно надувается "мыльный пузырь" – билеты продолжают продавать, очередь претендентов на кресла в самолетах растет, а шансы улететь у среднестатистического пассажира – если не вовремя, то хотя бы с минимальным опозданием – стремятся к нулю.
Некоторые аналитики усмотрели в происходящем активизацию конкурентных войн, заложниками которых становятся простые туристы.
"Страна" разбиралась, почему на рынке авиаперевозок возник коллапс, есть ли шансы оперативно разрулить проблему и что делать людям – тем, кто уже застрял в аэропорту, и тем, кто только собирается в отпуск.
"Только вопрос времени – когда все это шарахнет"
Как уже писала "Страна", цепочка событий, которая повлекла за собой сбой чартерных перелетов компании "Браво", следующая: в июне в аэропорту "Киев" (Жуляны) произошла так называемая "желтая" (аварийная) посадка рейса Анталия – Киев авиакомпании "Браво". "К счастью, никто из пассажиров не пострадал, но сам самолет оказался выведенным из строя. И, скорее всего, в этом сезоне он уже летать не будет, а то и вовсе пойдет на запчасти", – говорит Ланецкий.
Вся летная программа "Браво" была построена с учетом этого борта. Его отсутствие ставит под угрозу до трети всех рейсов авиакомпании. И это при условии, что не будет эксцессов с другими самолетами.
"У большинства наших мелких перевозчиков всего по три-четыре борта, да и те завезены с "авиакладбища". Им по 20-30 лет, и они давно исчерпали свой ресурс", – отмечает глава туристической компании "Поехали с нами" Олег Кулик.
"Плюс – перевозчики их толком не обслуживают, а заносят в Госавиаслужбу взятки, чтобы там закрывали глаза на происходящее", – добавил Ланецкий.
Поэтому неприятные сюрпризы возможны буквально в любую минуту и у любой авиакомпании. Тем более, что эксплуатируются самолеты на износ. В этом году спрос на авиаперевозки, как внутренние, так и заграничные, вырос на 10-20%.
"Количество рейсов – сумасшедшее. Задержки в 10-12 часов уже никого не удивляют", – рассказывает Олег Кулик.
Пополнять же авиапарк перевозчики не спешат. "А разговоры о том, что якобы виновен во всем туроператор, который не заплатил перевозчику ("Браво" обвинила в задолженности за транспортные услуги оператора Oasis Travel) – это попытка перевести стрелки", – уверен Ланецкий.
Впрочем, туроператоры тоже внесли свою лепту в происходящее.
"Бронируя блок мест на чартере, туроператор должен еженедельно за него платить. Из-за снижения платежеспособности туристов и падения продаж путевок не все вовремя могут это сделать. А на следующую неделю снова нужно платить. Формируются большие задолженности. К тому же некоторые недобросовестные операторы не платят намеренно", – рассказал владелец консалтингового агентства "Сан Сити тревел" и почетный президент Всеукраинского молодежного туристического агентства Александр Фейнин.
"Когда флот большинства украинских авиакомпаний состоит из 20-30-летних воздушных суден, когда о резервировании самолетов даже не принято думать, когда финансовая сторона большинства авиакомпаний в тени, и при этом когда люди готовы лететь на чем угодно, лишь бы дешевле, то это только вопрос времени, когда будут возникать ситуации, подобные текущей. Перевозчики, зная, что могут заработать неплохие деньги за высокий сезон, давно научились находить дешевые самолеты, а, при необходимости, также научились «договариваться» с госслужбами о том, чтобы их проверяли менее внимательно", – прокомментировал "Стране" экс-глава Госавиаслужбы Денис Антонюк.
150 тысяч – официальные платежи, 350 тысяч – взятки
Исполнительный директор Центра криминологических исследований Вячеслав Коновалов рассказал "Стране", что Мининфраструктуры включило зеленый свет для небольших авиаоператоров, заметно упростив для них регистрацию.
Другой эксперт, попросивший не называть его имени, рассказал "Стране", что сейчас открыть авиакомпанию с нуля можно всего за 500 тысяч долларов. Причем 150 тысяч – это официальные платежи и сборы, а еще 350 тысяч долларов нужно занести в чиновничьи кабинеты. Но это все равно дешевле, чем закупать новые борта и выдерживать все нормы авиационной безопасности.
Отчасти именно этим объясняется появление на нашем рынке новых авиаперевозчиков.
"Но, с другой стороны, Госавиаслужба остается забюрократизированной и коррумпированной структурой и, чтобы завезти новый самолет, компаниям приходится пройти семь кругов ада. Даже если этот самолет сертифицирован в Европе. Вместо одной-двух недель решение этого вопроса затягивается на месяцы. Именно поэтому наши перевозчики не могут оперативно привлекать резервные борта из Европы, как это делают в случае необходимости авиакомпании во всем мире. За 1,5-2 тысячи долларов за летный час можно взять чужой самолет напрокат и решить все проблемы. Но только не у нас", – поясняет Коновалов.
По его словам, на каждые пять чартерных самолетов должен быть хотя бы один резервный. У нас резервных бортов нет вообще – компаниям невыгодно, чтобы транспорт простаивал.
Впрочем, даже в такой ситуации, по словам Ланецкого, они могли бы подписать договоры с европейскими авиакомпаниями, которые специализируются на предоставлении резервных бортов, получить все разрешения от Госавиаслужбы наперед, платить компании абонплату (20-50 тысяч долларов в месяц плюс за летные часы в случае подачи самолета) и спать спокойно.
Но наши авиакомпании на такие расходы не идут.
Поэтому ситуация будет лишь усугубляться. На самом деле даже сейчас проблемы есть не только у "Браво" и YanAir. Директор Общества экономических свобод Марьян Заблоцкий подсчитал: средний срок задержки 21 рейса из аэропорта "Киев", по состоянию на 1 июля, составил пять часов. Три рейса было отменено.
"Anda Air задерживала рейс в среднем на восемь часов и отменила один рейс из четырех. Bravo Airways задерживалась в среднем на шесть часов и отменила один рейс из 11. SkyUp летала в среднем с задержкой два часа", – отметил Заблоцкий.
"Сейчас, чтобы вывезти людей только из Туниса, нужно пять дополнительных рейсов. Это значит, что их снимут с других маршрутов. Получается замкнутый круг", – резюмировал Олег Кулик.
"Крыша" для нерадивых перевозчиков
Некоторые эксперты, с которыми пообщалась "Страна", считают, что проблема куда глубже, чем банальный дефицит самолетов и нежелание перевозчиков обслуживать своих клиентов по совести. Вячеслав Коновалов уверен, что впору говорить об обострении конкурентных войн. По версии некоторых экспертов, вся эта история выгодна крупным перевозчикам, в частности – МАУ и Windrose. Их самолеты пока летают без особых эксцессов, а проблемы у более мелких конкурентов могут увеличить спрос на их борта.
Именно по этой причине некоторые "заинтересованные" чиновники в Госавиаслужбе якобы тормозят привлечение мелкими перевозчиками резервных бортов из Европы, доводя ситуацию до верхней точки кипения.
С другой стороны, у мелких операторов тоже есть свои рычаги влияния на Госавиаслужбу и Минифраструктуры. И они ими активно пользуются. Как рассказал "Стране" один из чиновников Госавиаслужбы, на него в свое время завели уголовное дело из-за того, что он отказался без соблюдения всех правил подписывать сертификаты одной небольшой авиакомпании. "При этом обвинили, что я это сделал в интересах МАУ", – отметил он.
Источник "Страны" рассказал, что большинство мелких авиакомпаний, которые формально принадлежат иностранным и отечественным респектабельным бизнесменам, на самом деле имеют в совладельцах силовиков, которые "крышуют" свой бизнес.
Якобы именно этим объясняется тот факт, что ни Госавиаслужба, ни Мининфраструктуры пока не среагировали должным образом на происходящее, а министр инфраструктуры Владимир Омелян на своей странице в Facebook даже вступился за компанию "Браво", изобразив ее жертвой туроператора, который не рассчитался вовремя за транспортные услуги.
"Хотя в Европе после такого ЧП авиакомпания уже лишилась бы лицензии, не говоря о колоссальных штрафах", – говорит Ланецкий.
Формально санкции для нерадивых перевозчиков предусмотрены и у нас – до 200 тысяч гривен штрафа за каждый проблемный рейс. Но наказывать виновных в Госавиаслужбе пока не спешат.
3,5 млн долларов компенсаций
По словам Александра Ланецкого, теоретически все пассажиры, попавшие на проблемные рейсы, имеют право на значительные компенсации – от 200 до 600 долларов за рейс в случае его задержки более чем на четыре часа. К тому же человек может отказаться от такого рейса, получить обратно деньги за билет и компенсацию разницы в цене, если решит добраться до точки назначения другим самолетом. Кроме того, авиакомпания должна погасить все расходы на питание и проживание (они должны быть подкреплены чеками).
Все это прописано в статье 104 Воздушного кодекса. А в статье 103 указано, что право на такие компенсации имеют пассажиры как регулярных, так и чартерных рейсов. Но на практике эти нормы часто не соблюдаются, – говорит Ланецкий.
"Во внутренних правилах многих авиакомпаний указано, что компенсации выплачиваются только пассажирам регулярных рейсов, а чартерные должны идти за деньгами к туроператорам, что незаконно", – отмечает эксперт. И советует пострадавшим пассажирам подавать в суд.
"У нас сейчас на компенсации имеет право порядка 15 тысяч пассажиров, рейсы которых задержали более чем на четыре часа. Это не меньше 3,5 миллиона долларов. Другое дело, что идти в суды наши люди не спешат. Более того, дают перевозчику козырь в руки: дебоширят в аэропортах. А по тому же Воздушному кодексу, в этом случае уже перевозчик может отказать "нервным" пассажирам в услуге безо всякой компенсации. Еще и подать на них в суд", – говорит эксперт.
Нервозность людей тоже понять можно.
"Рейсы преимущественно назначаются на глубокую ночь, когда каждый час простоя для желающих отдохнуть становится более болезненным. И этими рейсами летят семьи с детьми. Этим издевательствам над людьми нужно положить конец. Нужно на законодательном уровне дать право пассажирам чартерных рейсов получать значительные денежные компенсации в случае задержки рейса. А некоторых перевозчиков стоит закрыть. Будем готовить соответствующий законопроект, чтобы предложить его народным депутатам в ближайшее время. В нем предусмотрим ответственность туроператоров и авиакомпаний за задержки и отмены рейсов", – написал председатель Украинского общества экономических свобод Марьян Заблоцкий на своей странице в Facebook.
Людмила Ксенз
По итогам совещания с авиакомпаниями и туроператорами 3 июля в Киеве В.Омелян заявил, что Государственная авиационная служба в течение ближайших двух недель проведет полную техническую ревизию самолетов, которые используются для нерегулярных перевозок.
"Все, что старше 20 лет, в Украине не будет иметь права летать", — сказал министр, уточнив, что сейчас в Украине есть самолеты со сроком эксплуатации более 35 и 40 лет.
Министр добавил, что проверки будут касаться, в том числе и салонов. "Мы сегодня обсуждали возможность введения так называемого "инспектора Фреймут" для проверки состояния салонов. Ведь иногда именно салон не соответствует санитарным нормам, особенно у старых самолетов", — отметил В.Омелян.
МинПром