За последние четыре года стоимость одного биткоина возросла примерно с 500 долларов США в 2014 году до нынешних 6 тысяч и криптовалюта пробила себе дорогу во все виды финансовых операций: от оплаты услуг мобильных операторов до покупки одежды в Интернете. Теперь исследователи показывают, что стоимость биткоина, возможно, зависит от общественных настроений, впервые подтвердив, что социальные сети и курс биткоина связаны между собой, причем не обошлось без удивления.
Исследование, возглавляемое профессором Фэном Мэем из Школы бизнеса при технологическом институте Стивенса, показывает, что периоды все более позитивных комментариев в социальных сетях действительно влияют на рост курса биткоина. Однако, как ни странно, реально управляет ценой биткоина вовсе не эти комментаторы, а молчаливое большинство в социальных сетях.
Другими словами, выяснилось, что комментарии и твиты особо активных пользователей соцсетей незначительно влияли на стоимость биткоина. Вместо этого, молчаливое большинство – нечастые пользователи, которые нашли время прокомментировать перспективы криптовалюты – повлияли на цены в десять раз более значительно, когда размещали позитивные комментарии.
«Это именно за ними следят инвесторы», – говорит Мэй, чья работа появилась в Journal of Management Information Systems. Мэй, в сотрудничестве с университетом Цинциннати, колледжем Диккинсона и бизнес-школой Айви, собрал и проанализировал сообщения на форуме за последние два года на самом популярном в мире форуме Bitcointalk.
Группа ученых разделила комментарии на позитивные, негативные и прочие с использованием методов автоматической обработки естественного языка. Кроме того, они собрали данные Twitter за два месяца, в том числе более 3,4 миллионов постов о биткоине.
Команда во главе с Мэем сравнила изменения цены биткоина с содержанием чатов о криптовалюте. Однако, наряду с тем, что чаты могут повлиять на цену, сама цена также способна оказать воздействие на настроения публики, поэтому ученые учитывали ежедневный рост и падение индикаторов, таких как фондовый индекс S&P 500, цены на золото и индексы волатильности, чтобы лучше понять двустороннюю взаимосвязь.
«Это был первый надежный статистический отчет, подтверждающий, что социальные сети и курс биткоина действительно связаны, – говорит Мэй. – Возможно, это происходит интуитивно, но позитивные настроения влияют на цену биткоина».
Однако, на этом группа исследователей не остановилась. Они пошли еще дальше, разделив твиты и посты по поводу биткоина на две категории: тех, кто публиковал их очень часто, и тех, кто делал это редко, с целью увидеть, какие комментаторы в большей степени влияют на цены.
К своему удивлению они обнаружили, что цена биткоина изменялась пропорционально комментариям тех пользователей, которые редко их публиковали. «Частые комментаторы в социальных сетях могут иногда иметь свою заинтересованность, в данном случае – повышение или понижение цены биткоина, поскольку они сами инвестируют в криптовалюту», – говорит Мэй. – Поэтому, если большинство сообщений по поводу биткоина генерируются людьми, которые предвзято относятся к теме, настроения в социальных сетях могут неточно отражать реальную стоимость криптовалюты».
Мэй и его коллеги предполагают, что инвесторы в биткоин знают об этих потенциальных конфликтах интересов и учитывают их. «Именно молчаливое большинство – это те, кто реально влияет на курс биткоина, – говорит Мэй. – Похоже, инвесторы знают об этом».