Более 20% украинской экономики контролируется 2% компаний, имеющих тесные связи с политическим истеблишментом, говорится в рабочем докладе Всемирного банка (ВБ), посвященном феномену «кумовского капитализма», пишет издание «Коммерсант».
«Прикормленные» компании, сосредоточенные в капиталоемких отраслях, пользуются несправедливыми преференциями при взаимодействии с государством и ограничивают рыночную конкуренцию, хотя такие действия не попадают под формальное определение коррупции.
В документе говорится, что политически аффилированные компании составляют 0,5–2% от зарегистрированных, при этом на них приходится 15–20% общей занятости и оборота в структуре украинской экономики, т.е. по производительности, прибыльности и динамике роста они значительно уступают рядовым участникам рынка, так как доступ к административной ренте не создает предпосылок для повышения конкурентоспособности.
По данным экспертов, политически аффилированный бизнес сильно увеличил свою долю активов в последние пять лет, при этом компании, прямо связанные с публичными деятелями, за этот период получили более 20% доступного кредитного капитала и более 25% всех активов.
Критерием аффилированности исследователи считают либо формальное наличие в структуре собственности и менеджмента публичных деятелей (первая группа), либо выявленные журналистскими расследованиями связи владельцев бизнес-групп с чиновниками (вторая). Так называемый кумовской капитализм предполагает передачу госсредств компаниям за счет налоговых вычетов, прямых субсидий и закупочных контрактов, не оправданную повышением благосостояния общества в целом. Это приводит к неэффективному распределению ресурсов, увеличивает издержки и ограничивает конкуренцию и экономические возможности страны, отмечают в ВБ.
Кроме того, проанализировав администрирование возмещения НДС в феврале 2016 – марте 2017 года, в ВБ пришли к выводу, что политически аффилированные компании имели на 61% меньший риск столкнуться с аудитом, нежели рядовые фирмы.
Доклад подготовлен группой исследователей ВБ и киевского Института экономических исследований и политических консультаций в рамках реформы госуправления, проводимой при поддержке департамента по делам международного развития Великобритании.