1 января 2020 года Международная морская организация ООН вводит новые ограничения на дозволенный уровень выбросов, производимых морскими судами. Эксперты Morgan Stanley недавно назвали это решение важнее любых продолжений соглашения ОПЕК+.
Предстоит крупнейшее структурное изменение в истории нефтяного рынка. Стоимость сырой нефти в течение ближайших 18 месяцев вырастет из-за революции судоходства, предсказывают аналитики Morgan Stanley в своём исследовании.
Не привычные ОПЕК+, Иран или Венесуэла, которые правили котировками с начала 2018 года, будут определять динамику нефтяных цен, предупреждают эксперты. В ближайшие два года важнее станут изменения в правилах судоходства, которые утвердила Международная морская организация (ИМО), так как в реальности к ним никто не готов.
Кроме просто борьбы с уровнем выбросов в атмосферу, ИМО вводит специфические ограничения на сокращение выбросов серы. Вещество, являющееся компонентом кислотных дождей, которые вредят растительности и дикой природе, называется возможной причиной респираторных заболеваний.
Ожидается, что предстоящие меры приведут к серьёзным излишкам запасов мазута с высоким содержанием серы. С другой стороны, возможен дефицит топлива, которое отвечает стандартам ИМО. Перекос создаст значительное давление на нефтепереработку в области модернизации мощностей.
"Это очень важно, потому что ближневосточных производителей ожидают убытки, так как их сырая нефть, как правило, очень сернистая," – пояснила главный аналитик компании Energy Aspects Амрита Сен американскому изданию CNBC.
Стоит заметить, что теоретически туже проблему нужно будет решать и некоторым российским производителям. Если Западносибирская нефть, в основном лёгкая, то нефть из других регионов сернистая. Смесь легкой и тяжёлой российской нефти известна как марка Urals.
В отличие от некоторых ведущих мировых производителей на Ближнем Востоке, включая Саудовскую Аравию, США, как ожидается, лучше справятся с мерами ИМО в связи с производством преимущественно легкой нефти.
Как это повлияет на мировые цены на нефть?
Ожидается, что нефть марки Brent поднимется до $90 за баррель к 2020 по мере того, как новые международные Судоходные законы вызовут уход на капитальный ремонт многочисленных НПЗ для модернизации под переработку сырой нефти в соответствии с требованиями ИМО, сообщили аналитики Morgan Stanley.
"Мы ожидаем, что на рынке сырой нефти продолжится сокращение предложения и мировые запасы нефти продолжат падать, что и определит будущие цены", - сказано в исследовании компании.
Правила ИМО запрещают судам использовать топливо с содержанием серы выше 0,5% по сравнению с 3,5% в настоящее время, если корабли не оснащены оборудованием для очистки выбросов серы. Уже сейчас несколько судоходных компаний вложились в оборудование для очистки загрязняющих веществ из сернистого топлива, в то время как большинство ожидает модернизации нефтепереработки.
Резюмируем
Складывается впечатление, что аналитики чуток перемудрили.
Во-первых, мазут для судов, конечно важная составляющая мирового потребления нефти, но она составляет всего пару процентов от мировой потребности в черном золоте, согласно данным ОПЕК, и не идет ни в какое сравнение с тем же автотранспортом.
В-вторых, высокосернистые мазуты просто были выкинуты из расклада, а вся речь пошла о недостатке «качественного» мазута, который соответствует требованиям ИМО. Он якобы вызовет спрос на лёгкую нефть и потянет цены вверх. Вероятно, предполагается, что добычу высокосернистой нефти почему-то прекратят, хотя её избыток должен будет толкать цены вниз.
В-третьих, Саудовская Аравия, как и многие страны, имеет высокоразвитую переработку. Саудиты, как только недовольны экспортной ценой на сырую нефть, моментально, в течение уже многих лет, увеличивают экспорт топлива. Слабо верится, что в их планах не стоит модернизация своей нефтепереработки в выгодном для них ключе из-за решения ИМО.
В любом случае, тема интересна своими непростыми взаимосвязями экономики и бюрократии, а также потенциальными взаимоотношениями ООН и нефтедобычи в США, как главного выгодополучателя от новых мер регулирования. Пока, вероятно, стоит придерживаться более традиционной точки зрения и согласиться с министром энергетики РФ Александром Новаком, что геополитика добавляет к цене нефти $5-7 за баррель.