Эксперт Института реальной экономики Денис Хворостов стал автором материала на тему «Структурный перекос „Роснефти“», на страницах которого он рассказал об основных причинах сокращения объемов добычи со стороны крупнейшей в стране нефтяной структуры.
В параметрах генеральной схемы развития нефтегазового сектора России на срок до 2020-го года были заложены в том числе сведения по добыче «Роснефти» с 2010 года, а также прогнозы на ближайшую 10-летку. Между тем, после того как в сентябре 2010-го в компанию пришла команда ее нынешнего главы Игоря Сечина, в утвержденной схеме начали накапливаться структурные перекосы.
Наиболее существенным стал, по словам эксперта, провал в добыче малосернистого сырья на территориях восточных месторождений корпорации – он превысил отметку в 10 миллионов тонн ежегодно. Наряду с этим компания наращивала свои контрактные обязательства в рамках поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион. Следствием этого стало то, что капитализация «Роснефти» составляет в настоящее время примерно 57 миллиардов долларов (данные журнала «Топнефтегаз» – ред.). Эксперт напоминает, между тем, что г-н Сечин еще в 2013-м говорил о «справедливой» капитализации, обещая сумму на уровне 120 миллиардов.
В начале 2000-х глава компании «Роснефть» Сергей Богданчиков заложил довольно высокий потенциал роста структуры. За период с 2004-го по 2010-й объемы добычи росли во всех базовых активах, включая «Ванкорнефть», «Удмуртнефть» и «Полярное Сияние». За указанное время российской нефтяной компании удалось нарастить производство с 20,5 до 34,6 миллиона тонн (без учета активов «Юкоса»).
После 2007-го стартовала структурная перестройка добывающих активов с вхождением в них поглощенных активов «Юкоса». Сравнительный анализ планов добычи, разработанных и заложенных в схему в 2010–2011 гг. специалистами «Роснефти», с результатами, которые были получены компанией под руководством Игоря Сечина, позволяют делать выводы о сокращении добычи на указанных активах на 13 миллионов тонн к 2017–2020 гг. Денис Хворостов уточняет, что по сути падение достигает сейчас миллиона тонн в год.
В чем проблемы?
В 2010–2011 гг. еще работали лица из предыдущей команды, отвечавшие за развитие «Роснефти», напоминает эксперт Института реальной экономики. В документации того периода он четко проследил «результаты профессионализма» специалистов из-за рубежа, которых привлек в компанию г-н Сечин.
«Проблему невыполнения планов добычи со стороны восточных активов «Роснефти» к тем, что заложены в схеме, заметно осложняет прежде всего тот факт, что в восточной части добывают малосернистую нефть, а на западных месторождениях, особенно в Урало-Поволжском бассейне, — высокосернистую. В стандартах нефти в процессе поставок в КНР и ЮВА указывают малое содержание серы, а потому с запада на выполнение восточных контрактов можно отвлекать лишь малосернистое сырье», — поясняет экономист.
За первые четыре месяца текущего года на восточный экспорт по системе компании «Транснефть» перенаправили свыше 15 миллионов тонн малосернистой нефти. Это резко ухудшило общее качество продукции, поставляемой в направлении запада. Потребители нашей нефти в странах Европы и НПЗ в европейской части России начали массово жаловаться на повышение уровня содержания серы в «черном золоте».
Некоторые нефтеперерабатывающие предприятия Восточной Европы из-за упавшего качества продукции стали уменьшать закупки нефти у России. За период с января по апрель текущего года транзит через северную ветку нефтепровода «Дружба» (Беларусь, Польша, ФРГ, Латвия и Литва) сократился на 1,4 процента. Объем поставок нефти Венгрии по южной ветке «Дружбы» упал при этом на 18 процентов (280 тысяч тонн), а в Словакию — на восемь (130 тысяч тонн).
Российские НПЗ уже приблизились на сегодня к порогу технологической возможности переработки сырья ухудшенного качества, а КИНЭФ, ПНОС и АНХК порог этот на данный момент перешли.
По итогам прошлого года «Роснефть» добыла 225,5 миллиона тонн жидких углеводородов. Основную часть сырья российской структуры, а в направлении востока почти всю продукцию, транспортируют через трубопроводы «Транснефти». В 2017-м в эту систему сдали примерно 180 миллионов тонн нефти, и на российские предприятия поступило из них 100,6 миллиона, подчеркнул экономист.
«Совершенно очевидно, таким образом, что «Роснефть» уже вплотную приблизилась в настоящее время к критическому пределу по выполнению экспортных контрактов в направлении востока», — констатировал эксперт.
Последним примером Денис Хворостов называет при этом контракт с французской Total, подписанный на прошлой неделе. «Роснефть» должна обеспечивать отгрузку от 4,5 миллиона тонн сырья ежегодно, уточняет автор колонки.
За дефицитом «черного золота» последовала пониженная загрузка заводов «Роснефти» в восточной части. Загрузку АНХК в 2019–2020 гг. планируют лишь на 80, а Комсомольского НПЗ — на 73 процента. При таких показателях экономически неэффективной становится модернизация предприятий в рамках реализации четырехстороннего соглашения, заключенного ранее правительством России, Ростехнадзором, Министерством энергетики и нефтяными корпорациями страны. Это и происходит сейчас реально, резюмировал эксперт.