Доля зарубежного инвестирования в суверенные российские еврооблигации увеличилась по итогам первого квартала с 38 до 42,7 процента, а в облигации федерального займа (ОФЗ) — до рекордного уровня в 34,5 процента. Почему государственный долг России привлекает иностранный капитал, что получает от этого рубль, а также для чего Минфин закупает много валюты — в материале портала «Пронедра».
За период с января по март текущего года иностранные граждане одолжили нашей стране в пределах 17 миллиардов долларов через суверенные ерооблигации, и общий объем долга России среди нерезидентов увеличился практически на 11 процентов. Сумма в 2,3 триллиона рублей при этом поступила в Российскую Федерацию от глобальных инвесторов, которые вложили свои финансовые средства в ОФЗ. Аналитики отмечают, что это говорит о снижении рисков в отечественных активах.
«Потенциальные покупатели или игнорируют сегодня валютные риски, или же не оценивают их как чересчур высокие», — пояснил советник генерального директора по макроэкономике компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов.
Разумные риски
Впрочем, эксперты напоминают о том, что сопряженные с активами России риски никуда не девались, причем главным из них является санкционный: речь идет о возможных ограничениях на сделки с нашим госдолгом. Указанный риск, отмечают аналитики, заложен в доходность долговых бумаг страны. Другой вопрос, что вероятность реализации его в ближайшей перспективе относительно невелика.
«Премией за санкционный риск является повышенный доход. Приобретая ОФЗ, иностранные граждане считают, таким образом, что риск не реализуется, и они смогут хорошо заработать», — подчеркивают независимые экономические эксперты.
В аналитическом департаменте «Альпари» уточнили в свою очередь, что зарубежные инвесторы не опасаются санкций против суверенного долга России, и то, как развиваются сейчас события, четко демонстрирует, что пока они правы. Однако, в то же время говорят наши аналитики и о немного искаженной структуре нерезидентов. Есть среди них и отечественные компании, которые инвестируют в Россию через зарубежные юрисдикции — преимущественно через Кипр с его небезызвестным минимальным налогом на прибыль. Государственный долг России в любом случае выглядит в настоящее время довольно привлекательным.
По словам Сергея Хестанова, доходность его отличается конкурентоспособностью на фоне иных инструментов. И надежность здесь априори выше, чем у тех же корпоративных облигаций.
Влияния на курс рубля
На курс национальной валюты России серьезное влияние оказывает сейчас масштабная закупка Министерством финансов иностранных валют на внутреннем рынке. На второй план уходят в данном случае резко подскочившие котировки нефти.
Весь нефтегазовый сверхдоход (поступающий от стоимости «черного золота» выше планки, установленной бюджетом) направляется на увеличение национальных резервов страны. Это, собственно, и есть бюджетное правило: на валюту нужно тратить максимум излишков. На текущий месяц в финансовом ведомстве анонсировали ранее рекордные пополнения резервов в валютах, а в течение всего года Минфин планирует нарастить приобретения валют впятеро. На эту цель будет направлена сумма в 2,74 триллиона рублей в виде дополнительного нефтегазового дохода.
Действия Министерства финансов способствуют, таким образом, некоторому ослаблению позиций рубля. Но с другой стороны, курсу нашей валюты оказывает поддержку скупка госдолга со стороны иностранцев.