Финансовый кризис актуализировал интерес к анализу потребительской активности и предпочтений россиян.
При анализе, почти сразу был выявлен ряд новых тенденций:
- Если малообеспеченные граждане экономят вынужденно, то увлечение экономией состоятельных россиян и среднего класса, нуждой объяснить нельзя.
- Меж тем, «престижные», «эксклюзивные» и дорогие покупки, стремительно уходят в прошлое.
Почему россияне стали экономить на всех ступенях социальной лестницы?
— Эпоха шальных денег покинула Россию, вместе с выравниванием результатов приватизации и утратой сверхдоходов от нефти. Но, увеличение труда в получении доходов, лишь малая часть, объяснения.
— Хвастовство дорогими покупками и подтверждение своего статуса большими личными тратами становится не модным. Зато все более популярной, становится мысль, что покупать товары с несправедливой наценкой – невоспитанно и неразумно.
— У россиян, вопреки сетованиям правительства, растет финансовая грамотность. В нее, в том числе, вписывается растущая потребительская компетентность. Фактически, рынок начал регулироваться потребителем, все менее склонным, чтобы его обманывали, или провоцировали на неразумные траты. Ценовой мониторинг покупателей уже привел к увеличению активности ритейлеров по скидкам и акциям, как единственному ответу на молчаливый бойкот покупателями самых жадных или не умеющих оптимизировать бизнес.
— Отмечен и резкий всплеск финансового планирования, раньше мало свойственный отечественным домохозяйствам.
— Еще более интересным моментом, является четко оформленный запрос на автономию. Общество распадается (возможно, напротив, самоорганизуется) на ячейки, желающие максимизировать собственную независимость, в т.ч. и от государства.
— Экономия стала разновидностью хобби. С учетом того, что оно приносит в семейный бюджет вполне заметные деньги, его популярность возрастает значительными темпами. Единственный, пока не сданный рубеж – расходы на детей. Здесь россияне готовы тратить по максимуму, хотя разум одержит победу и на этом «фронте», вопрос лишь во времени.
Наконец, еще интереснее то, что возврат к расточительству смотрится в глазах россиян невозможным. Значит – у экономики и благосостояния, надежда есть.