То, что руководство Украины регулярно пытается хоть как-то, хоть по мелочам, но нагадить России, далеко не новость. Как и то, что обычно эти попытки относятся к категории «назло маме отморожу уши». Можно вспомнить и прекращение военно-технического сотрудничества, и блокаду российских автомобильных грузовых перевозок через территорию Украины, аукнувшуюся падением торгового оборота с Центральной Азией и Кавказом. На очереди анонсированный Петром Порошенко выход из СНГ, который ударит в первую очередь по самой Украине. А ещё
отказать России в продлении сертификации лётной пригодности самолётов линейки «Ан».
«Авиастроительная держава», не производящая самолётов
Если говорить об авиастроении Украины, то приходится это делать в прошедшем времени. Законной гордостью авиастроения следует считать конструкторское бюро Олега Антонова, создавшее целую серию самых разнообразных самолётов. От «кукурузника» Ан-2, впервые поднявшегося в воздух в 1947 году и до сих пор производящегося по лицензии в Китае, до всё той же «Мрии», изготовленной в 1988 году в УССР в единственном экземпляре и являющейся самым грузоподъёмным самолётом в мире.
Помимо неё, способной поднять в воздух 250 тонн грузов, следует вспомнить «Руслан» Ан-24 грузоподъёмностью 120 тонн. Но не гигантами едиными славен «Антонов». На богатом счету конструкторского бюро и украинских авиазаводов «рабочие лошадки» Ан-8, Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-24, Ан-32, Ан-72, Ан-74 и многие их модификации.
Увы, после обретения Украиной независимости, а особенно в последние годы, авиастроение страны стало приходить в упадок. И хотя антоновское КБ спроектировало несколько неплохих самолётов, таких как Ан-140, Ан-148, Ан-158, самостоятельно производить их Украина не в состоянии. Тем более после разрыва кооперационных связей с Россией, ведь объём российских комплектующих в производстве этих моделей достигает 50-70%. И даже «новейшие» Ан-178, Ан-132 и Ан-188, разрабатываемые для Азербайджана, Саудовской Аравии и Турции, являются модернизацией самолётов прежних лет. Итогом же разрыва связей с Россией стало то, что с 2016 года Украина не произвела ни одного самолёта. В то же время Ан-148 производит Воронежский авиазавод.
«Дружественный огонь» по США
Первые аккорды «авиационной войны» прозвучали вовсе не сегодня. Ещё в октябре-ноябре прошлого года возник вопрос о продлении ресурса Ан-124, принадлежащих российской авиакомпании «Волга-Днепр», против чего категорически выступили депутаты Верховной рады, потребовавшие прекратить сотрудничество с РФ «до нашей победы в украинско-российской войне». Искусственное затягивание украинской стороной обследования и сертификации «антоновских» самолётов вынудило Россию сделать это самостоятельно.
В ответ на это Госавиаслужба Украины направила в Международную организацию гражданской авиации (ICAO) жалобу на Росавиацию, которая, мол, с нарушением процедур одобряет эксплуатацию самолётов, разработанных концерном «Антонов». Российская организация, как указано в жалобе, выдавала разрешения на полёты Ан-24, Ан-26, Ан-74 и Ан-124-100 «Руслан» без привлечения концерна. При этом Киев ссылается на советскую практику обязательного участия конструкторского бюро в процедурах продления лётной годности.
Может ли это навредить российским авиаперевозчикам? Конечно! По данным НИИ гражданской авиации, на середину 2017 года в РФ числилось около 400 судов, разработанных КБ «Антонов», пригодных к полётам. Самыми распространёнными (236 штук) были Ан-24 и Ан-26. И если ИКАО примет решение в пользу Госавиаслужбы Украины, то дальнейший саботаж своих прямых обязанностей украинской стороной приведёт к тому, что эти самолёты станут на прикол.
Впрочем, даже в этом вопросе украинское руководство «выстрелило себе в ногу». Точнее своему «стратегическому союзнику», США, активно пользующемуся «Русланами» для перевозки грузов невоенного назначения для содержания военного контингента в Афганистане.
По мнению же российских авиационных экспертов, сертификация «антоновских» самолётов контролирующими органами РФ, гарантирующими безопасность полётов данных самолетов, будет «в силу авторитета» убедительна и для заказчиков перевозок, и для авиакомпаний, и для регуляторов третьих стран. Но полностью отказаться от услуг украинских саботажников пока невозможно, поскольку не решён вопрос капитального ремонта двигателей «Русланов» на российских производственных мощностях.
Сила действия и сила противодействия
Разумеется, специалисты прекрасно понимают, что истеричные вопли про «украинско-российскую войну до победного конца» сродни упомянутым выше угрозам отморозить уши. Да, запрет эксплуатации «Анов» из-за отказа Украины заниматься продлением сроков их пригодности к полётам приведёт к срыву ряда контрактов и потерей прибылей российских авиакомпаний. Ведь ответные симметричные действия российской стороны приведут к значительно более чувствительным для Украины последствиям.
В гражданской авиации Украины самыми распространёнными пассажирскими самолётами местных авиалиний являются Як-40 и 42. Есть в украинском
в полулегальных схемах поставок оружия. Украинскими авиакомпаниями используются также вертолёты Ми-8, Ми-17, Ка-26.
Нужно ли рассказывать про последствия постановки их на прикол для авиапредприятий в условиях нынешней экономической ситуации на Украине?
Особенно болезненным будет прекращение эксплуатации «грузовиков» Ил-76. На момент распада СССР украинским ВВС досталось около 190 этих самолётов. По данным СМИ Украины, на 2016 год их числилось 18, но использовалось всего 5. И не менее 70 судов этой модели эксплуатируется гражданскими компаниями.
Президент фонда «Партнёр гражданской авиации» Олег Смирнов
, что Россия пока не отказывала Украине в продлении ресурса Ил-76, «но наше терпение не безгранично». «Если из-за позиции Киева нам придётся закрыть компанию «Волга-Днепр», то мы можем сделать тот же шаг по отношению к Ил-76. Военная и гражданская авиация Украины критически зависит от Ил-76. И проблемы с Ил-76 серьёзно ударят по национальной безопасности Украины и грузовым перевозкам, на которых Украина неплохо зарабатывает». Последствиями же отказа в продлении ресурса самолетов «Як» и вовсе станет полный паралич внутреннего авиасообщения на Украине и резкое падение рынка чартерных перелётов.
* * *
Инициированный Киевом отказ от сотрудничества с Россией уже привёл к превращению Украины в бывшую авиастроительную державу и потере десятков тысяч рабочих мест на предприятиях отрасли.
Новая «война», затеянная с подачи авиационных чиновников-«патриотов», теперь грозит сотрудникам авиакомпаний массовыми увольнениями. Конечно, кто-то с восторгом встретит их «благое» начинание насолить России. И те, кто задумывал это, вряд ли не понимал, что Россия может ответить зеркально. Что это? Хитрый план вытеснения разорившихся украинских авиакомпаний на рынке авиаперевозок европейскими и американскими или желание добиться для Украины ещё и статуса страны без авиаперевозок?
Кабмином Украины Стратегии возрождения украинского авиастроения на период до 2022 года. В документе указывается, что «авиационная отрасль чрезмерно зависит от российских контрагентов», поэтому «мы должны это изменить».
Стратегия предполагает «оптимизацию и модернизацию производства самолетов "Ан", модернизацию и производство вертолетов "Ми", импортозамещение комплектующих из РФ, структурное реформирование предприятий отрасли авиастроения». По словам первого вице-премьера С. Кубива, «в результате реализации стратегии мы сможем не только увеличить объемы выпуска самолетов и вертолетов для внутренних потребностей, но и сохранить как минимум 60 000 рабочих мест для специалистов авиастроительной отрасли».
Вполне возможно, что жалоба Киева в ICAO связана с тем, что на возрождение авиастроения банально нужны деньги, которые можно получить,
РФ. Из-за проволочек Украины и завышения стоимости услуг РФ взялась, направив соответствующие документы Киеву, самостоятельно продлевать сертификацию лётной пригодности самолётов линейки «Ан».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+