8 мая 2018 года президент Дональд Трамп заявил об одностороннем выходе из «иранской ядерной сделки» и о возвращении к санкционной политики в отношении Исламской Республики. Действие американских ограничительных мер будет возобновлено в 2 этапа, которые могут занять от 90 до 180 дней. Уже сейчас эксперты пытаются предсказать, какое влияние эти события окажут на Тегеран и на Россию, которая входит в десятку ведущих торговых партнеров Ирана.
Исламская Республика за долгие годы нахождения под международным прессингом научилась выживать самостоятельно. Запрет на расчеты в долларах с ней не окажет серьезного воздействия, поскольку Тегеран перешел на расчеты в евро. Крупнейший торговый партнер Ирана – Китайская Народная Республика, в прошлом году товарооборот с ней достиг уровня в 23,8 миллиарда долларов. На втором месте Объединенные Арабские Эмираты, Европейский союз лишь на третьем месте, по состоянию на 2015 год товарооборот составлял 5,2 миллиарда евро.
Многие страны Старого Света резко выступили против политики Дональда Трампа, однако эксперты предрекают, что на практике европейский бизнес, будучи поставленным в ситуацию выбора между иранским рынком и американским, выберет отнюдь не Тегеран. Для сравнения, российско-иранский товарооборот по состоянию на 2017 год не превысил 1,7 миллиарда долларов и серьезно от возвращения санкций не пострадает.
Гораздо больший эффект от возобновления санкционной политики США против Исламской Республики ожидает нефтяной рынок. Большую часть своей нефти Тегеран поставляет в Китай и Индию, примерно четверть объемов идет на рынок Европейского союза. Иран построил новый терминал для экспорта собственного сорта «черного золота» под названием West Karoun потребителям напрямую. Экспорт иранской нефти, который сейчас составляет 2 миллиона баррелей в сутки, может одномоментно упасть на полмиллиона баррелей в сутки после исполнения решения американского президента. На фоне ожидания американских ограничительных мер и обострения конфликта в Сирии между Израилем и Ираном цены на нефть пошли вверх, аналитики ЕБРР ожидают, что они превысят значение 80 долларов за баррель в ближайшие два года.
Рост цен на энергоносители привел к росту оптимистических настроений в России: Министерство финансов считает, что бюджет сможет получить в пять раз больше доходов по этой статье, чем было запланировало изначально. Благодаря дорожающей нефти, федеральный бюджет Российской Федерации впервые с 2011 года становится профицитным. Минфин считает, что страна получит «лишние» 1,7 триллиона рублей. В ближайшие два года нефтегазовые доходы, составляющие примерно треть российского бюджета, увеличатся весьма существенно.
Но эксперты не спешат успокаивать всех, подсевших на нефтегазовую иглу. Некоторый дефицит нефти, вызванный ситуацией с Ираном, будет иметь краткосрочный эффект на мировом рынке. Во-первых, Соединенные Штаты могут увеличить добычу своей сланцевой нефти, которая уже сейчас ставит рекорды на уровне 10,62 миллиона баррелей в сутки. Во-вторых, сделка ОПЕК+ скорее всего канет в Лету после 2018 года, и страны-члены ОПЕК повысят свою добычу «черного золота».
Подытоживая сказанное, хотелось бы выразить надежду, что новое российское правительство разумно использует подарок судьбы в виде дополнительных нефтегазовых доходов.