Еврокомиссия видит газовый рынок ЕС в 2030 году однослойным и краткосрочным, с доминированием спотовых торгов партиями СПГ над поставками по трубопроводам
В феврале 2018 года Еврокомиссия выпустила обстоятельный трехсотстраничный доклад с итогами анализа текущего состояния газового рынка ЕС и формулированием целей дальнейшей политики Брюсселя в данном вопросе. Для специалистов и экспертного сообщества он представляет огромный интерес благодаря фундаментальному охвату всех аспектов вопроса, от логистики до специфики формирования таможенных пошлин и прочих влияющих факторов.
Столь подробное препарирование рынка еще не один раз станет основой для более подробного анализа отдельных ключевых моментов, но сейчас хочется отметить самые основные его моменты – а) то, как они отразятся на перспективах поставок российского газа в Европу; б) на экономике уже реализованных экспортных проектов, а также в) тех проектов, запуск которых планируется в течение ближайших двух-трех лет.
Кратко выводы Еврокомиссии можно описать так: от российской газовой экспансии Европу может спасти только Третий энергопакет, но его в оставшееся до окончания строительства трубопровода «Северный поток-2» время требуется срочно расширить и дополнить. А по сути - полностью изменить правила внутреннего рынка Европы.
Официально декларируемых ключевых целей заявляется две: снизить цену на газ для конечного потребителя и исключить возможность даже локального доминирования одного поставщика. Нынешняя ситуация с инфраструктурой, особенно с дефицитом интерконнекторов, а также государственно-территориальный принцип взимания транзитных пошлин физически разделила формально общий рынок ЕС на три достаточно высоко обособленные зоны.
В северной, куда входят Великобритания (по считается членом ЕС), Германия, Дания, Нидерланды, Люксембург и Австрия, оптовые цены на газ являются самыми низкими в Европе, что создает им существенные коммерческие преимущества перед остальными членами. Даже формально входящая сюда Франция, оказывается, вынуждена покупать газ по ценам примерно на 11-12,5% выше, чем, скажем, средняя цена в Германии.
Самый высокий уровень цен (в 1,3-1,8 раза) наблюдается в Восточной Европе. Причиной тому названа острая недостаточность развития транспортной инфраструктуры и, хотя это не произносится прямо, монопольное положение единственного поставщика, под которым подразумевается Россия. Южная Европа, включая Испанию и Португалию, составляют третью отдельную зону, где уровень цен находится между двумя остальными.
Если победить проблему низкой связности территорий путем развития газовой инфраструктуры можно, то невозможность отменить законы географии признают даже эксперты Еврокомиссии. Газ доставляется по трубе, следовательно, размер транспортных издержек зависят от расстояния. А значит по мере падения объемов собственной добычи в Северном море (к 2030-2035 годам ее размер снизится до 140-150 млрд. м3/год, что практически равняется нынешнему экспорту "Газпрома" в ЕС), Россия неизбежно получит недопустимо доминирующие условия на рынке. Если "ничего не делать", то ее доля к 2035 году может превысить 57-62% от всего газового импорта ЕС. Спорить с ее тарифами станет невозможно по причине отсутствия других столь же масштабных трубопроводных продавцов.
Выход Брюссель видит в кардинальном пересмотре правил газового рынка Европы. Во-первых, анонсирован отказ от долгосрочных контрактов в пользу закупок на спотовом рынке. Для этого Третий энергопакет предполагается дополнить законом, обязывающим любого оптового поставщика не менее 50% своих объемов продавать именно на споте, а не через долгосрочные контракты по фиксированным ценам.
Во-вторых, в перспективе ближайших трех лет Еврокомиссия намерена качественно усовершенствовать топологию европейской ГТС для облегчения доступа всех, в том числе удаленных, стран к СПГ-терминалам. Декларируется, что законодательный перевод не менее трети потребителей с трубопроводного газа на сжиженный позволит расширить перечень возможных импортеров за счет США, Ближнего Востока и Австралии. Что также "повысит свободную конкуренцию на рынке и приведет к снижению оптовых цен", а, по сути, хоть как-то сможет послужить противовесом "экспансии единственного поставщика".
Что из этого получится пока сказать сложно. Например, Брюссель под шумок требует от национальных правительств передать ему право устанавливать транспортные пошлины и даже оставлять себе некоторую часть транспортных сборов. Она оценивается в примерно 100 млрд. евро в год. Так что отсутствие понимания со стороны правительств не удивительно.
С другой стороны, нынешние технологии не позволяют без дополнительного вмешательства уравнять цены на сжиженный и трубопроводный газ. Последний всегда будет дешевле. Следовательно, общая средняя цена на опте окажется не ниже, а выше нынешней, что не пойдет на пользу экономики ЕС, особенно в нынешнее кризисное время. Да и помимо только труб, на потребление газа влияет еще распределение промышленности как важного, даже ключевого потребителя газа, а оно явно не в пользу Южной и Восточной Европы. Тем не менее, Брюссель намерен представленную стратегию реализовать. По крайней мере, на ближайшую и среднесрочную перспективу.
Однако в темпах пересмотра правил Европа, похоже, критично отстала от развития событий с поставками. На данный момент в России на Ямале заработал собственный завод по сжижению, а значит, мы можем поставлять в Европу газ практически в любом виде "по желанию заказчика". И он все равно окажется дешевле конкурентов по причине наличия собственной добычи.
Другой вопрос, что в ближайшие 4-5 лет в ЕС ожидается значительное изменение структуры рынка с ростом значения биржевой торговли. Это, несомненно, потребует от нас пересмотра общей долгосрочной стратегии. Но законы природы оно изменить не в силах. Экономика всегда основывается на энергии, а вариантов поставки газа в ЕС не так уж и много.