Air Belgium (KF) перенесла открытие своего первого рейса из Шарлеруа (CRL) в Гонконг (HKG) с 30 апреля на 3 июня.
Причина - видимое нежелание российских властей допускать очередного перевозчика к транссибирским маршрутам.
До сего дня - несмотря на усилия нашей команды и бельгийских властей - мы всё ещё ожидаем получения разрешения от российских властей. Для нас полёт в воздушном пространстве России неизбежен. Air Belgium заблаговременно обеспечила все другие необходимые разрешения. Однако российское всё ещё не предоставлено. В дополнение в этой проблеме возникли сложности в GDS*, которая не позволяла направлять группы туристов из Китая непосредственно на наши рейсы.
Ники Терзакис (Niky Terzakis), генеральный директор и основатель стартапа Air Belgium
*GDS, Global Distribution Systems, - международная система бронирования; к какой именно с такими препятствиями подключается Air Belgium, Терзакис не уточнил.
Все пострадавшие пассажиры уже получили электронные письма, теперь их обзванивает контакт-центр с предложением денежной компенсации при переносе полёта или билета на рейс другой авиакомпании.
Бизнес-модель Air Belgium
Авиакомпания, которая позиционирует свой сервис как премиальный, базируется в аэропорту для лоукостеров и периферийных перевозчиков — Шарлеруа, Брюссель Южный. Пытаясь привлечь бизнес-путешественников, Air Belgium совместно с оператором воздушной гавани инвестирует в создание отдельного премиум-терминала и зала повышенной комфортности, который должен открыться к апрелю 2019 года.
Помимо Гонконга, стартап собирается летать ещё в шесть городов материкового Китая — слоты и разрешения национальных регуляторов для них в процессе получения. Такая узкая специализация вызвана заинтересованностью китайского туроператора UTour, инвестировавшего в компанию Терзакиса, — он взял на себя заполнение рейсов.
На первом этапе перевозчик будет использовать четыре самолёта Airbus A340-300 средним возрастом около 11 лет, недавно выведенных из парка финской Finnair (AY). Они будут взяты в аренду напрямую у производителя, однако из чего будет состоять флот в средне- и долгосрочной перспективе, ещё не решено.
Основой флота Air Belgium на первом этапе будут четыре Airbus A340-313, ранее списанные из Finnair
Россия поперёк пути к успеху
Кратчайшие маршруты из Северной и Западной Европы в Китай, Корею и Японию проходят над Россией - по так называемому "сибирскому коридору". Полёты по нему регулируются двусторонними соглашениями, заключёнными в 1950-е годы, где одной стороной выступал СССР (теперь - Россия как его правопреемник), а другой - конкретная европейская страна или их группа (например, государства Скандинавии). Документы составлялись исходя из реалий того времени, когда дальние перелёты были доступны лишь национальным перевозчикам - и то, далеко не во всех случаях.
Сегодня закреплённый в них доступ лишь одной определённой компании тормозит развитие либерализованного европейского рынка в дальневосточном направлении. От Бельгии, соответственно, правами обладает Brussels Airlines (SN), преемница закрывшейся в 2001 году Sabena. Но эта компания, принадлежащая Lufthansa Group, не пользуется своими возможностями на китайском направлении: немецкий концерн весь премиальный и прибыльный трафик переключает на своё флагманское предприятие Lufthansa (LH). Специализация Brussels - Африка.
Но и уступать свои права зарождающемуся конкуренту никто тоже не станет.
Подобная ситуация сложилась в Скандинавии, где Scandinavian Airlines (SK) не пускает в "сибирский коридор" своего более эффективного конкурента Norwegian (DY/D8). Там срок принципиального решения даже не просматривается - компания получает от России специальные срочные разрешения для каждого направления. Но претендент имеет сбалансированную маршрутную сеть.
Для Air Belgium, весь бизнес-проект которой построен на китайском направлении, промедление с допуском может привести к краху всего проекта.