Не так давно, 28 февраля 2018 года, в онлайн-журнале The Globalist была опубликована статья Алана Райли под названием «Северный поток-2: как Германия предает Европу». В статье говорилось, что прокладка газопровода из России «Северный поток-2» не отвечает интересам Германии как суверенной страны, члена Европейского Союза и влиятельной европейской державы
Представляется целесообразным провести некоторое дополнительное исследование этих вопросов, отличное по направлению от того, которого придерживался автор статьи. В этой связи важно упомянуть, что Алан Райли – старший научный сотрудник Института государственного управления в Лондоне и старший иностранный сотрудник Глобального энергетического центра при Атлантическом совете в Вашингтоне. В конце статьи он назван также советником украинской компании «Нафтогаз» и PGNIG (польская нефтегазовая индустрия).
Геополитическое положение Германии в Европе является весьма непростым. Она имеет общую границу со многими странами, включая Польшу, с которыми в последние годы были и сохраняются серьезные политические разногласия. На ее территории имеется двадцать одна военная база США, а большая часть немецких средств массовой информации находятся под влиянием американских разведслужб, что порождает закономерный вопрос: действительно ли Германия является суверенной страной. Будучи сухопутной страной с юга, востока и запада, на севере она обладает выходом к Северному и Балтийскому морям. Это важнейший фактор, позитивно влияющий на ее торговый потенциал и национальную безопасность.
Германия входит в число крупнейших потребителей нефти и газа в мире. Для удовлетворения своих потребностей в энергии страна имеет следующие альтернативы источников поставок нефти и СПГ: от основных поставщиков – России, Норвегии и Великобритании; из Украины транзитом через Польшу; из США с существенными издержками и факторами, связанными с расстоянием; и/или из России по трубопроводу «Северный поток-2» под Балтийским морем. Под влиянием населения, принимающего близко к сердцу вопросы экологии и климатических изменений, правительство Германии намерено постепенно сократить производство атомной энергии, а также уже сократило объемы добычи угля. Однако, удовлетворение энергетических потребностей домохозяйств и промышленного сектора остаются серьезной проблемой, учитывая вышеупомянутые факторы. Согласно статистическим данным 2017 года, Германия импортировала 61,4 процента своего ископаемого топлива, причем наибольшая доля этого импорта приходилась на Россию (35 процентов импорта нефти и 29 процентов импорта каменного угля).
В своей статье Райли честно отмечает выгоды, связанные с энергетическим взаимодействием Германии с Россией через «Северный поток-2». Однако, наряду с этим, он утверждает, что эта вполне законная экономическая сделка между двумя странами, имеющими многолетнюю историю успешного делового сотрудничества, имеет свою негативную сторону, поскольку Германия «фактически оказывает помощь России в нанесении ущерба фундаментальным интересам безопасности целого ряда небольших стран Центральной и Восточной Европы». Трудно понять, почему взаимовыгодная сделка между двумя суверенными державами должна обязательно «подрывать» чьи-то интересы.
Нельзя не отметить, что анализ Райли не лишен существенных изъянов. В частности, он ничего не пишет о недавней истории инспирированного и поддержанного Соединенными Штатами государственного переворота на Украине, который привел к власти неонацистский режим в Киеве, сделавший все, что было в его силах, чтобы терроризировать и настроить против себя русскоязычное население страны в Донбассе. Переворот провалился, но одним из его последствий стало то, что энерготранспортная система Украины, связывающая российские нефть и газ с Европой, стала постоянным источником конфронтации между Украиной и Россией. Именно эта дестабилизация Украины представляет собой реальный «подрыв» интересов Восточной Европы.
Учитывая неспособность украинского правительства достичь мирного соглашения с жителями донецкой и луганской областей, которые требуют определенной автономии и уважения своей этнической принадлежности, нет нужды упоминать о том, что Россия больше не может рассчитывать на безопасный и стабильный транзит своих энергоносителей и их доставку конечным потребителям в Восточной и Южной Европе.
Это обстоятельство вызвало необходимость разработки альтернативных маршрутов доставки, что совершенно очевидно для любого наблюдателя. Способы, которыми правительство Порошенко, пришедшее к власти после государственного переворота, демонстрирует свою русофобию, настолько многочисленны, что нет возможности их анализировать в рамках этой статьи. К тому же, они самым подробным образом описаны в различных источниках.
Достаточно лишь отметить многочисленные нападки на русский язык, русское православие и российскую культуру в целом на западе Украины, что побудило российское правительство инициировать строительство новых трубопроводов в обход Украины.
До государственного переворота на Украине в феврале 2014 года российская нефть и природный газ транспортировались в Европу по украинским трубопроводам на регулярной основе, причем цены частично субсидировались правительством Виктора Януковича. Именно эта дестабилизация Украины вызвала обеспокоенность в странах Европы, которые импортируют энергоносители из России.
Режим санкций, введенный Соединенными Штатами и Европейским Союзом в отношении России в результате провалившегося переворота и, как следствие, воссоединения Крыма с Россией, наряду с объявленными Москвой ответными контр-санкциями, которые задели страны Евросоюза в гораздо большей степени, чем США, оказались разрушительными для немецкого бизнеса, который потерял около 105 миллиардов долларов в двусторонней торговле с Россией.
Усилия по сокращению финансового и экономического взаимодействия России с Германией и другими странами ЕС не принесут никакой пользы для Европы. Прокладка газопровода «Северный поток-2» на самом деле наилучшим образом отвечает интересам Германии как страны, которая крайне нуждается в российских энергоносителях.
Возможно, реализация этой выгодной для Германии сделки убедит другие страны Европейского Союза в целесообразности отказа от санкций в отношении России, которые с самого начала не были обоснованными. Наконец, для Германии как влиятельной европейской нации «Северный поток-2» может означать первый шаг в направлении восстановления ее статуса суверенной страны и углубления связей с Россией, необходимость которого обусловлена вполне вескими причинами.