И снова мы в бой пойдем... за рапс и сою
Великая аграрная держава погрузилась в очередную войну за сырье. Еще недавно у нас были «янтарные войны», которые сотрясали Полесье и Ривненщину. Потом мы узнали о существовании «ореховой мафии». Совсем недавно пережили великие «семечковые» баталии. И вот новый виток масложирового противостояния – соевый. Слышали ли вы что-то новенькое о янтаре? Лично я нет.
А еще год назад все только и обсуждали, кто кого крышует в нелегальной добыче янтаря и как поставить ее под контроль государства. Силовики жаловались, что они бессильны в борьбе со старателями. Старатели обвиняли силовиков в коррупции. Противостояния то и дело заканчивались перестрелками и драками, с ранеными и погибшими в результате. Наведение порядка не обходилось без бронетранспортеров. Почти настоящая война.
Об “ореховой мафии” в Украине впервые поведал ныне разъезжающий по Европе с аннулированным украинским паспортом Михаил Саакашвили. В январе 2016 года, еще будучи главой Одесской облгосадминистрации, он произнес эти два слова во время выступления на Антикоррупционном форуме в Харькове.
"Есть такая "ореховая мафия", что такое "ореховая мафия"? Каждый год люди покупают орехи у предпринимателей, частных производителей, которые продают. По нашей системе невозможно чисто оформить документы. Так сделано, что ни одна бабушка, выращивающая орехи, не сможет эти документы правильно оформить.
А экспортные лицензии есть не у бабушек, они есть у фирм, которые приходят к бабушкам. Документы оформить невозможно, и они закупают у бабушек наличными эти орехи. Потом эти орехи вывозят за границу. Каждый год создавалась группа из депутатов, СБУшников, прокуроров, и говорили, хочешь вывезти контейнер орехов? Каждый контейнер 20 тыс. долл., 15 тыс. долл., 12 тыс. долл., в зависимости от урожая, очищен ли он, и себе в карман. А государству – ноль", – рассказывал присутствующим Саакашвили.
Подсолнечник рубят – соя летит. В борьбе олигархов за подсолнечник (точнее, за то, в какой форме его экспортировать) пострадали соя и рапс. Которые как раз хорошо продаются без переработки. И, прежде всего, в ЕС: объем экспорта украинских соевых бобов в Европу за прошлый год вырос на 116% по сравнению с 2016 годом
С тех пор “ореховая мафия” стала мемом, который составил компанию “янтарной мафии”. Так они и жили вдвоем, до тех пор, пока не возникла третья мафия – “семечковая”. И на высоком парламентском (точнее, околопарламентском) уровне развернулись баталии между поставщиками на экспорт сырья и экспортерами масла. Последние оказались сильнее. И это не удивительно.
Украина занимает первое место в мире по экспорту подсолнечного масла. Главным образом, благодаря большому рынку сбыта – многонаселенной Индии, которая охотно покупает наше масло, поскольку оно дешевое.
В декабре прошлого года, перед самым голосованием бюджета, Верховная Рада приняла изменения в Налоговый кодекс, которыми возмещение НДС на экспорт сои, подсолнечника и рапса было отменено с марта 2018 года.
В СМИ пишут, что этот шаг пролоббировали два крупных агрохолдинга – “Кернел” и “Мироновский хлебопродукт”, которые использовали бюджетную ночь для проталкивания своих интересов. Говорят так же, что под индийский рынок сбыта тут настроили столько перерабатывающих предприятий масложировой отрасли, что им уже не хватает сырья. А производство зерна и растениеводческой продукции в прошлом году слегка упало.
Но подсолнечник рубят – соя летит. В борьбе олигархов за подсолнечник (точнее, за то, в какой форме его экспортировать) пострадали соя и рапс. Которые как раз хорошо продаются без переработки. И, прежде всего, в ЕС: объем экспорта украинских соевых бобов в Европу за прошлый год вырос на 116% по сравнению с 2016 годом.
Всего, по статистике, в 2017 году из Украины было экспортировано 2867 тыс. тонн соевых бобов на сумму $1,059 млрд. При этом доля в их экспорте стран ЕС составляет 28%, или 816 тыс. тонн. На втором месте Турция – 27%. Дальше идут Иран – 16%, Египет – 15%, Беларусь – 5% и Египет – 5%.
Переработанные бобы у нас почти никто не покупает. Мировой рынок и так насыщен соевым маслом и шротом. В этом сегменте хозяйничают Аргентина, Бразилия и США, которые на 70% покрывают мировой спрос на соевое масло и на 86% на шрот.
Доля Украины в мировой торговле соевым маслом по итогам 2016/2017 МГ составила 1,5%, шротом – 0,4%. И дальше нам расти некуда. Если с индийского рынка подсолнечного масла Аргентину мы вышибли, благодаря более низкой цене нашей продукции, то сое так не повезет.
В итоге на прошлой неделе начался соевый бунт: экспортеры вывели крестьян на блокирование дорог. 15 марта главные автомагистрали были перекрыты сознательными разнорабочими и трактористами, которые требовали от Верховной Рады вернуть возмещение НДС при экспорте сои и рапса.
Кто выиграет в соевой войне, пока до конца неясно. На прошлой неделе включить в повестку дня законопроект об “отмене отмены возмещения НДС” не удалось. Но аграрные ассоциации не намерены сдаваться. Причем ни одни (экспортеры), ни другие (переработчики). Что, в общем, не удивительно для великой аграрной державы. О чем нам еще дискутировать? Не о космических же технологиях...
Переработчики в свою очередь развернули против экспортеров достаточно неуклюжую пиар-кампанию, обвинив их в “русском следе” и “русских агентах влияния”. Самым блестящим аргументом было то, что на нашу сою положил глаз... российский премьер Дмитрий Медведев. Дескать, близкая к нему фирма имеет заводы по переработке сои в Калининграде и Беларуси. И это “их худые черти бермутят воду во пруду”.
Сомневаюсь, что это правда, но российский след заговора должен быть в любой коммерческой войне, даже если это война за орехи, рапс, семечку или сою. Таков нынче закон жанра. Хотя по логике отмена возмещения НДС при экспорте сои и рапса должна была не понравиться ЕС. Как главному потребителю этого сырья на сегодняшний день.
Не думаю, что европейские технологи вывели на дорогу украинских крестьян. Тут мы сами справились. Но то, что проблема именно соевых бобов так озаботила Верховную Раду, говорит само за себя.
Отмену возмещения НДС сначала отложили на сентябрь, а теперь хотят и вовсе похоронить как фискальную идею. Непонятно, что в такой ситуации делать с бюджетом, в котором уже учтены те суммы НДС, которые собирались не возмещать экспортерам данных культур.
Весь вопрос в том, насколько сильно будет настаивать Евросоюз. Аргументы у него есть. Юристы агроассоциаций говорят, что Соглашение об ассоциации с ЕС запрещает нам ввод пошлин и эквивалентных им мер (а отмена возмещения НДС по масличным культурам может трактоваться как эквивалент введению пошлины) без согласования с европейскими партнерами.
Правда, юристы Кабмина так не считают. Но даже далеким от этой проблемы людям понятно, что вопрос тут лежит не в правовой плоскости, а в лоббистской. Кто с кем договорится, тот и будет прав. Цена вопроса так же известна: в случае победы экспортеры сои и рапса сохранят 15-18 млрд. грн., при поражении они понесут на такую же сумму убытки.
Кто выиграет в соевой войне, пока до конца неясно. На прошлой неделе включить в повестку дня законопроект об “отмене отмены возмещения НДС” не удалось. Но аграрные ассоциации не намерены сдаваться. Причем ни одни (экспортеры), ни другие (переработчики). Что, в общем, не удивительно для великой аграрной державы. О чем нам еще дискутировать? Не о космических же технологиях...