– Насколько опасна текущая ситуация? Можно ли сказать, что мы уже прошли точку невозврата в этом торговом споре?– Я думаю, многое будет зависеть от президента Трампа, а также от американских судов. На моей памяти данное применение тарифов и ограничений со стороны его администрации является самым крупным случаем в истории ВТО, когда США просто в одностороннем порядке объявили об их введении. На мой взгляд, здесь есть два основных аспекта. Первое – это вопрос по поводу того, как его действия будут трактовать суды: превысил он те полномочия, которые ему делегированы от Конгресса США или нет. Можно утверждать, что Трамп ведет себя довольно иррационально и непредсказуемо.
Например, в случае с тарифами на сталь и алюминий он говорит о том, что это – вопрос национальной безопасности США. Но затем он делает исключение для Канады и Мексики и говорит – применение тарифов будет зависеть от того, как вы поведете себя в переговорах по Североатлантическому торговому соглашению. Означает ли это, что он готов пожертвовать национальной безопасностью ради торговой сделки? Это выглядит довольно странно. Он использует свои полномочия довольно произвольным образом в других целях. Суды могут стать на пути Трампа, так же как это было и с другими его инициативами.
Второй момент заключается в ответной реакции Китая. Пока что Китай реагирует очень сдержанным образом. Вопрос заключается в том, как отреагирует Трамп на эти действия, последуют ли дальнейшие ограничения и пошлины.
– Может ли Китай в определенный момент в дальнейшем принять более жесткие ответные меры?– Скорее всего, так и произойдет. Китай не может позволить себе выглядеть слабым, особенно перед таким задирой, как Трамп. Мы знаем о том, к чему ведет политика умиротворения, из опыта Мюнхенского соглашения. Это другая война, но в торговой войне политика задабривания также может привести к новым требованиям. Трамп открытым текстом говорил о том, что хочет торговой войны и что последуют новые действия.
Подробнее: http://www.vestifinance.ru/articles/99345