Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Казахстан: на горизонте дефицит бензина

Казахстан: на горизонте дефицит бензина


24-03-2018, 11:00 | Финансы и кризис / Финансовые новости | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (1 846)

Казахстанские производители сократили выпуск дизельного топлива и бензина, что может обернуться его дефицитом. На это указывают и другие факторы: ремонт Шымкентского НПЗ, сезонный рост спроса на топливо, сокращение импорта, не самая продуктивная «работа на склад» и приближение посевной компании. С другой стороны, спрос на бензин в Казахстане тоже снижается.

По данным Комитета по статистике, в январе-феврале 2018 года в Казахстане было произведено 539,1 тыс. тонн бензина и 668,7 тыс. тонн дизельного топлива.

Это ощутимо меньше, чем в начале 2017 года.

Снижение по сравнению с аналогичным периодом 2017 года составили 4,3% и 6,6% соответственно. При этом показатели февраля 2018 года оказались ниже не только прошлогодних (-3,9% по бензину и – 5,2% по дизтопливу), но и уступают производственным мощностям января (-12,9% и -13,1% соответственно).

Абсолютные цифры выглядят не так критично. С 2007 года выпуск бензина в первые 2 месяца года был выше лишь дважды – в 2012 и 2017 годах.

Но и транспорта в республике становится больше.

По официальным данным, количество автомобилей в республике за последние 6 лет увеличилось на 379,8 тыс. единиц (за последний год – на 44,8 тыс.). При этом количество авто с бензиновым двигателем выросло на 137,8 тыс. единиц (за последний год уменьшилось на 54,1 тыс.).

То есть количество потребителей АИ за 6 лет выросло на 10%. А вот производство в первые месяцы 2018 впервые за последние 5 лет пошло вниз.

Производство дизельного топлива в республике нестабильно: оно то заметно возрастает, то резко снижается. При этом количество транспорта, работающего на ДТ, в Казахстане за последние 6 лет увеличилось вдвое. Хотя процент по-прежнему невелик – всего 1,5% от общего количества зарегистрированных в Казахстане автомобилей.

Производители непоследовательны

Итак, количество потребителей растет, а производство снижается

Впереди посевная компания, которая сама по себе способна спровоцировать дефицит топлива на заправках и рост цен на него (хотя в последние годы осенью это заметно еще больше).

Есть ли смысл запасаться топливом уже сейчас, или впереди нас ждет рост производства, благодаря которому рынок будет насыщен?

Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как в вопросах производства топлива какой-либо сезонности не прослеживается.

Как минимум с 2014 года выпуск бензина и дизтоплива снижается каждую осень (в это время на заводах ведется ремонт), но вот весной производители ведут себя по-разному. Для примера, производство бензина:

  • в первом полугодии 2014 года росло, достигнув к маю максимальных годовых показателей;
  • в первом полугодии 2015 года шел рост выпуска продукции, но пик пришелся на август – как раз перед плановыми ремонтами на НПЗ;
  • в январе-апреле 2016 года рост производства составил 29%, после чего началось снижение, достигнувшее минимума в сентябре;
  • в январе-апреле 2017 года выпуск бензина упал более чем на 30%, после чего производство восстановилось на 4 месяца и снова просело в сентябре-октябре.

Аналогично и с дизтопливом: в 2014 и 2016 годах февраль стал самым непродуктивным месяцем в году, после которого начинался рост, а в 2015 и 2017 годах всплеск производства начинался тремя месяцами позже.

В феврале 2018 года производство дизтоплива (как и бензина) показало минимум за последние 4 месяца. Предсказать, куда кривая пойдет дальше, однозначно нельзя.

Но предположить можно: на Шымкентском НПЗ, одном из трех крупнейших нефтеперерабатывающих заводов, с 20 марта по 1 мая будет проведен капремонт.

При этом еще важно отметить, что производство в ноябре-декабре 2017 года также в целом оказалось хуже, чем в предыдущие годы. Так что «работа на склад» оказалась не такой продуктивной, как ранее.

По итогам 2017 года запасы бензина в республике составили 3,2 тыс. тонн, тогда как в 2016 – 4,4 тыс. тонн.

Импорт бензина падает, дизеля — растет

Но если собственное производство не «вытягивает», всегда можно положиться на импорт. Так, например, было сделано осенью 2017 года, когда дефицит на внутреннем рынке был покрыт за счет увеличения поставок из России.

Это же решение привело к росту цен на топливо, причем ценники не опустились даже после того, как ситуация на отечественных НПЗ нормализовалась.

В феврале 2018 года, например, стоимость бензина в Казахстане выросла на 1,5%, в 2 раза опередив темпы месячной инфляции (0,7%). Рост цен на дизельное топливо составил 0,8%.

Но тут возникает новая интересная закономерность. Во-первых, зависимость Казахстана от импортного бензина снижается: в 2017 году в республику было ввезено чуть более 1 млн тонн топлива, что обеспечило 25,7% спроса.

Это наименьшие показатели как минимум с 2012 года. 2018-й также начался с сокращения: в январе Казахстан закупил 69,6 тыс. тонн бензина, что составляет лишь 53% от уровня января 2017-го.

Но если импорт бензина падает, спрос на зарубежное дизтопливо растет.

В 2017 году объем закупок составил 452,4 тыс. тонн (+4,1% к 2016), а доля иностранного ДТ выросла с 8,5% до 9,3%. В январе 2018 года в Казахстан из России (единственный зарубежный продавец) было завезено 44,3 тыс. тонн дизеля. Это на 8,5% выше показателей за аналогичный период 2017 года.

То есть Казахстан завозит все больше дизеля, а в насыщении внутреннего рынка бензина полагается на отечественные НПЗ. Которые, как сказано выше, производство пока снижают.

А может и не надо?

Удивительно, но несмотря на стабильный рост количества транспорта в республике, внутренний спрос на него остается примерно на одном уровне. Внутреннее потребление бензина (производство + импорт) в 2017 году составило 4, 136,4 тыс. тонн – это на 54,3 тыс. тонн больше, чем в 2016 году, но на 151,5 тыс. тонн меньше, чем в 2015.

Отчасти это связано с тем, что казахстанцы при выборе автомобиля все чаще обращают внимание на его экономичность, и отчасти, что статистика учитывает все, в том числе и машины, стоящие мертвым грузом.

Спрос на дизельное топливо и вовсе находится недалеко от 6-летнего минимума. Его потребление в 2017 году оказалось на 2% ниже, чем в 2012 году, когда, напомним, транспорта, работающего на дизельном топливе, было вдвое меньше.

Источник всех данных — Комитет по статистике РК.



Источник: stanradar.com.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map