21 марта 2014 года в Брюсселе украинский премьер-министр Арсений Яценюк подписал политический блок Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Через три месяца была подписана вторая часть документа — экономическая. Этому предшествовали протесты на Майдане и насильственная смена власти в Киеве.
Некоторые положения Соглашения о евроинтеграции эксперты оценивают положительно, например, создание «глубокой и всеобъемлющей» зоны свободной торговли, что предусматривает, в частности, квотирование по 36 видам товаров. Однако для украинской экономики эти цифры играют исключительно символическую роль. Так, за неполные две недели в январе 2018 года Украина выбрала все основные и дополнительные квоты на экспорт пшеницы, кукурузы, мёда и нескольких видов сока, пишет RT.
К тому же необходимо учитывать, что в Евросоюз Украина вывозит недорогое сырьё, а ввозит дорогие товары широкого спроса. Поэтому неудивительно, что в январе — ноябре 2017 года отрицательное сальдо торгового баланса страны достигло $5,2 млрд (по данным украинского Госстата), что в два раза больше, чем за тот же период 2016 года.
Если в 2013 году общий объём украинского экспорта составлял $63,3 млрд, то в 2017-м этот показатель снизился на треть — до $43,26 млрд. А номинальный ВВП по итогам 2016 года (полные данные за 2017-й ещё не обнародованы), по сравнению с 2013-м, сократился почти вдвое — с $183,3 млрд до $93,3 млрд.
Экспортные «достижения» Украины на деле таковыми не являются, говорят эксперты.
«Если у вас был год, когда вы ничего не продавали, а потом продадите хотя бы один мешок, то в процентном отношении это будет потрясающий рост. Где же рост, если общее положение экономики Украины катастрофическое?» — отмечает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
По мнению экс-премьера Николая Азарова, льготные переходные периоды для ряда категорий продукции не дали ожидаемого эффекта, так как украинские стандарты не соответствовали европейским.
«В 2015 году украинский экспорт в ЕС обвалился примерно в два раза. Чтобы не дискредитировать идею ассоциации, ЕС помог поднять этот показатель на 15—16%, но это не позволило выйти даже на объёмы 2012 года», — рассказал Азаров.
На фоне ухудшения отношений с Россией общие экспортные потери Украины на всех направлениях начиная с 2014 года Азаров оценил в $200 млрд.
У бывшего главы украинского правительства есть претензии к реализации не только экономического, но и гуманитарного блока соглашения.
«А как же права человека? Правосудие? Борьба с коррупцией? Украинский режим сегодня — самый коррумпированный в Европе и, наверное, в мире. В судах происходит насилие, они захвачены боевиками. В стране разгул преступности. Но самое главное — это нищета населения», — подчеркнул Азаров.
По словам украинского экс-премьера, ранее средняя зарплата в стране приближалась к $500, потом она сократилась до $150—200. Что касается средней пенсии, то она доходила почти до $200, а сейчас составляет $50—70.
«Зато цены и тарифы выросли в пять-семь раз. ООН признала Украину одной из самых бедных стран мира, в которой за чертой бедности живут около 60% населения. Я уже не говорю об инфляции. И о миллионах эмигрантов. Киевский режим это всё пытается списать на войну в Донбассе. Однако сейчас там ведутся обстрелы, но нет активных боевых действий. На кого списывать? Это всё результаты волюнтаристской политики», — считает украинский экс-премьер.
Что касается перспектив евроинтеграционного процесса, то политологи отзываются о них с изрядной долей скепсиса, отмечая, что население государств, не так давно присоединившихся к ЕС, предпочитает эмигрировать.
«Болгария, Румыния разъезжаются. Прибалтика, наверное, наполовину обезлюдела. Украина, подписавшая лишь Соглашение об ассоциации, — пока только на треть. Но этот процесс продолжится. На то, что квоты Евросоюза помогут поднять экономику Украины, надежды нет. Некоторые из них исчерпываются ещё до завершения новогодних праздников», — подытожил Ищенко.
21 марта 2018 года Украина сделала очередной «шаг на пути в Европу», прекратив в одностороннем порядке действие программы экономического сотрудничества с Россией. Однако эксперты сомневаются, что разрыв торгово-экономических связей с РФ будет как-либо способствовать оздоровлению украинской экономики.