«Наша страна является старейшим союзником США на Ближнем Востоке, наши отношения имеют 80-летнюю историю», — напомнил телекомпании CBS наследный принц Саудовской Аравии — 33-летний Мухаммед бин Салман — накануне своего стартовавшего сегодня трехдневного визита в США. Это интервью — попытка восстановить доверие в отношениях с Вашингтоном, подорванное осенью 2016 года после прихода Дональда Трампа к власти.
В 2016 году в ходе своей эпатажной предвыборной кампании Трамп шокировал королевскую семью Эр-Рияда, заявив, что сразу после его воцарения в Белом доме Соединенные Штаты прекратят импорт нефти из аравийской монархии. И свою угрозу он выполнил: в сентябре 2017 года объем ежедневного импорта саудовской нефти в США упал до 525 тысяч баррелей нефти — втрое меньше, чем в 2007 году.
Королевская семья всерьез обиделась на Трампа, и сразу после его победы в президентской гонке Саудовская Аравия впервые с 2008 года согласилась с предложением ОПЕК — снизить квоты на добычу нефти. Это означало конец негласного сговора, который Барак Обама заключил с саудовским королем в ходе своего визита в Эр-Рияд в апреле 2014 года — ровно через месяц после крымского референдума о воссоединении с Россией.
По данным западных СМИ, именно этот сговор, после которого саудовцы затопили мировой рынок нефтью, привел к обвалу цен на Brent — со 115 долларов за баррель в середине 2014 года до 59 долларов к концу того же года. На фоне этого обвала доллар по отношению к российской валюте подорожал вдвое — с 32 рублей в начале 2014 года до 64 рублей за доллар в середине декабря 2014 года.
В Белом доме довольно потирали руки, но неожиданная победа Трампа, который не был посвящен в детали секретного сговора Обамы с Эр-Риядом, разрушила все планы ЦРУ по повторению в России дефолта 1998 года.
Итак, Саудовская Аравия отвернулась от Трампа в сторону России и согласилась снизить квоты на нефтедобычу. В апреле 2017 года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко там побывала, очаровала королевскую династию и убедила углубить отношения с Москвой как в энергетике, так и в военно-технической сфере.
И вот настал звездный час дипломатии Матвиенко: в октябре 2017 года монарх Салман Бен Абдельазиз Аль Сауд первым из королей Саудовской Аравии посетил столицу РФ с государственным визитом. В Вашингтоне началась паника: сближение Москвы и Эр-Рияда означало провал политики Трампа в Персидском заливе.
Однако наследный саудовский принц Мухаммед, воспользовавшись тяжелой болезнью 82-летнего короля, взял бразды правления страной в свои руки. Это коснулось и внешней политики: кронпринц решил восстановить былые союзнические отношения с США. И вот результат — сегодняшняя его встреча с Дональдом Трампом в Вашингтоне.
Визит проходит на фоне беспрецедентного обострения российско-американских отношений, и Белый дом хотел бы перезаключить с Эр-Риядом нефтяной сговора образца 2014 года. Но Саудовская Аравия сейчас не пойдет на этот шаг: дефицит ее бюджета-2017 достиг астрономической планки в 86 млрд долларов, так что обвал цен на нефть может привести национальную экономику к дефолту.
Однако саудиты, как предполагают эксперты, могут выйти из соглашения с ОПЕК о снижении квот на добычу, чтобы противостоять растущей конкуренции со сланцевым сырьем из США. Ведь к концу текущего года объем производства нефти в США достигнет 10,2 млн баррелей в сутки, что сделает Штаты лидером мировой нефтедобычи и приведет к постепенному снижению цен на черное золото.
Трамп рассчитывать подкупить молодого кронпринца заманчивым предложением: Вашингтон выделит Эр-Рияду 110 млрд долларов на программу модернизации армии, а взамен рассчитывает на совместную геополитическую стратегию по превращению нефти в оружие против России.
В перспективе Трамп мечтает повторить опыт Рональда Рейгана, который, как известно, разорил казну Советского Союза двумя мощными рычагами. С одной стороны, после прихода к власти Юрия Андропова в 1982 году он усилил гонку вооружений, напугав Кремль так называемыми «звездными войнами», и Андропов скомандовал резко увеличить военный бюджет. С другой стороны, Рейган вступил в нефтяной сговор с Саудовской Аравией, обвалив мировые цены на нефть в разы. Эти два фактора привели к тому, что в 1991 году государственная казна СССР опустела, и он распался.