Промышленность строительных материалов в большинстве стран мира не отличается высокой ориентацией на экспорт. Ее продукция, как правило, имеет ограниченное транспортное плечо конкурентоспособных поставок. Тем ценнее тот факт, что в последние годы экспорт различных стройматериалов из России показывает хорошую динамику и нередко уже весьма существенен по мировым меркам.
В данном обзоре рассматриваются товары строительного назначения, относящиеся к производству неметаллических минеральных продуктов: стекло, керамика, изделия из камня и прочих минералов.
Минеральные материалы
Экспорт извести в 2017 г. вырос на 28% до 132 тыс. т. Это лучший результат с середины 90-х годов (более ранних данных нет). В стоимостном выражении экспорт составил рекордные 11,5 млн долл. (+43%).
Экспорт изделий из цемента, бетона или искусственного камня в 2017 г. вырос на 6,4% до 187 тыс. т. В нынешнем десятилетии более высокий экспорт был только в 2015 г., исторический максимум 2005 г. равняется 269 тыс. т. В стоимостном выражении экспорт составил 31,3 млн долл. (+26%), что уступает только рекорду 2013 г. (37,4 млн долл.).
Экспорт гипсовых изделий (прежде всего гипсокартонных плит) в 2017 г. составил 201 тыс. т. Это третий результат в истории (максимум 2016 г. — 228 тыс. т), при этом средний уровень начала десятилетия он превышает втрое. В стоимостном выражении экспорт составил рекордные 25,8 млн долл. (+6,3%). В мире Россия находится в начале второго десятка стран по экспорту гипсовых изделий (здесь и далее — в количественном выражении).
Экспорт строительного кирпича и схожих керамических изделий в 2017 г. вырос на 2,6% до 115 тыс. т. Это третий результат с середины 90-х годов (более ранних данных нет), максимум 2006 г. равнялся 137 тыс. т. При этом еще несколько лет назад экспорт составлял только 25-35 тыс. т. В стоимостном выражении экспорт составил 7,7 млн долл. (+8,3%).
Экспорт облицовочной плитки и другой отделочной керамики в 2017 г. составил 400 тыс. т. Это второй результат в истории, уступающий только прошлогоднему максимуму (426 тыс. т), в 2011-2016 гг. поставки непрерывно росли, увеличившись вдвое. В стоимостном выражении экспорт составил рекордные 140 млн долл. (+10,7%).
Экспорт минеральных изоляционных материалов в 2017 г. вырос на 33% до 214 тыс. т. Это очередной исторический максимум! Рост фиксируется четвертый год подряд, за это время поставки выросли в 2,2 раза. В стоимостном выражении экспорт составил рекордные 94 млн долл. (+43%). Россия в 2017 г. вышла на шестое место в мире по экспорту минеральных изоляционных материалов, а по экспорту минеральной ваты (185 тыс. т) — разделила второе место с Германией.
Экспорт битумной кровли и схожих изделий на основе битума в 2017 г. составил 430 тыс. т. Это чуть ниже прошлогоднего исторического максимума (435 тыс. т), вполне возможно, что после уточнения будет новый рекорд. В стоимостном выражении экспорт составил 153 млн долл. (+17,5%), это немного ниже максимумов 2012-2014 гг. Последние несколько лет Россия занимает второе место в мире по экспорту строительных изделий из битума.
Стекло
Экспорт полированного листового стекла в 2017 г. вырос на 11,2% до 63,4 млн кв. м (668 тыс. т, +12%). Это очередной исторический максимум! Экспорт растет шестой год подряд, за это время он увеличился почти в 4 раза! В стоимостном выражении экспорт составил рекордные 220 млн долл. (+35%). В мировом масштабе Россия в 2016-2017 гг. делила с США третье место по экспорту полированного стекла.
Стекольное производство в последние годы приобрело значительную ориентацию на экспорт. Если брать непосредственно категорию полированного стекла, то при производстве, по данным Росстата, 133 млн кв. м в 2017 г. экспортная квота получится 48%! Если же добавить еще листовое стекло литое, прокатное, тянутое или выдувное, которого в 2017 г. было выпущено 108 млн кв. м, а экспортировано только 0,9 млн кв. м, то экспортная квота получится 27% - что тоже весьма высокий показатель для промышленности строительных материалов.
Экспорт безопасного стекла в 2017 г. вырос на 4,6% до 32,6 тыс. т. Это новый исторический максимум! В 2000-е гг. даже в лучшие годы поставки не превышали 12 тыс. т. В стоимостном выражении экспорт составил 58 млн долл., что немного меньше рекорда 2016 г. Немногим больше половины экспорта в количестве и почти 80% по стоимости составляет стекло для транспортных средств.
Небольшое отраслевое ответвление. Экспорт зеркал в 2017 г. вырос на 12,6% до 36,2 тыс. т. Это новый исторический максимум! Существенные поставки этой продукции появились только в 2005 г. В стоимостном выражении экспорт составил 21 млн долл., что немного меньше рекорда 2014 г. Россия занимает примерно 6-7-е место в мире по экспорту зеркал.
Экспорт стекловолокна и продукции из него в 2017 г. вырос на 35% до 117 тыс. т. Это очередной исторический максимум! Экспорт растет пятый год подряд, за это время он увеличился почти вдвое. В стоимостном выражении экспорт составил рекордные 132 млн долл. (+32%). В мировом масштабе Россия находится в начале второго десятка ведущих экспортеров стекловолокна, а по нетканым материалам из стекловолокна в 2017 г. поднялась на четвертое место.
Дополнение
Также повторим сообщение про несколько продуктов, которые по логике относятся к данной отрасли, но во внешнеторговой статистике учитываются в составе химических товаров.
Экспорт добавок для цемента и бетона вырос на 46% до 143 тыс. т. Рост фиксируется пятый год подряд, за это время поставки выросли в 3,4 раза, каждый год обновляя исторический максимум! В стоимостном выражении экспорт составил 71 млн долл. (+65%), это новый рекорд.
Экспорт огнеупорных составов вырос на 33% до 30 тыс. т. Второй год подряд отмечается большой прирост. В стоимостном выражении экспорт составил 25 млн долл. (+50%). И по весу, и по стоимости — рекордные показатели.
Экспорт замазок и составов для подготовки поверхностей вырос на 1,6% до 122 тыс. т. За 3 года поставки выросли в 4 раза, каждый год обновляя исторический максимум! В стоимостном выражении экспорт составил 43 млн долл. (+23%), это новый рекорд.
Подготовлено на основе анализа данных ФТС России и Trade Map.
Верхнее фото взято с сайта neoenerg.ru, но обрезано, дабы не рекламировать торговый центр.